1. Псковская область в силу своего геополитического положения (общая граница с тремя государствами) является зоной транзитного проезда. Наличие на территории города Пскова крупных объектов транспортной инфраструктуры - международной автомобильной трассы Санкт-Петербург - Киев, железнодорожной станции и международного аэропорта, через которые проходят значительные транспортные и пассажирские потоки, обусловливает реальную опасность перемещения террористических группировок, транзита оружия и взрывчатых веществ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с Положением о комитете по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций Администрации города Пскова, утвержденным распоряжением Администрации города Пскова от 29 мая 2017 г. N 313-р на территории муниципального образования "Город Псков", реализацию полномочий Администрации города Пскова в сфере решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляет комитет по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций Администрации города Пскова.
Сферой реализации программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах на территории города Пскова.
Перспективы социально-экономического развития города Пскова во многом зависят от уровня безопасности систем жизнеобеспечения, объектов экономической и социальной инфраструктуры, защищенности населения и территории от опасностей природного и техногенного характера.
Уровень безопасности оказывается основным показателем эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований в области предупреждения ЧС и ликвидации их последствий.
В этом контексте главной задачей предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков их возникновения, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.
Город Псков, являясь административным центром Псковской области и, соответственно, территорией с высокой концентрацией населения, требует особого подхода в решении вопросов защиты населения, территории и экономического потенциала от ЧС.
Площадь городской территории составляет 95,6 кв. км. Численность населения города (по состоянию на 01.01.2020) составляет 210,34 тыс. человек, плотность населения - 2200 чел./км (2 )(для селитебной зоны - 3200 чел./км (2)).
На территории города по состоянию на 01.04.2021 г. в реестре потенциально опасных объектов зарегистрировано 3 химически опасных объекта, использующих в производственных процессах аварийные химически опасные вещества (АХОВ) хлор и аммиак и 18 взрывопожароопасных объектов.
Места погрузки и маршруты перевозки АХОВ также являются химически опасными территориями.
Экологическая обстановка на территории города Пскова, складывающаяся из состояния природной среды, состояния среды обитания и индекса здоровья населения, в целом, считается благополучной и по общепринятой классификации оценивается как "относительно удовлетворительная", вместе с тем, в соответствии с декларацией промышленной безопасности муниципального предприятия "Горводоканал", отнесенного к химически опасным объектам второй степени химической опасности, прогнозные оценки при наиболее вероятном и наиболее опасном сценариях развития ЧС свидетельствуют о возможных масштабах заражения территории города и потерь среди населения.
Аварии на коммунально-энергетических сетях и объектах жизнеобеспечения города Пскова могут повлечь за собой остановку производственной деятельности организаций, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушение жизнеобеспечения городской территории с населением до 60 тысяч человек.
По территории города Пскова протекают реки Великая, Пскова, Мирожка и Череха с суммарной протяженностью береговой линии около 30 километров. Безопасность людей на водных объектах предусматривает обеспечение и контроль соблюдения мер безопасности населения при нахождении на воде и меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах.
В настоящее время состав сил и средств спасения на воде и схема их взаимодействия в ходе поисково-спасательных работ определяются Планом мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования, утвержденного Постановлением Администрации города Пскова от 02.12.2020 N 1794 "О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования в границах муниципального образования "Город Псков".
Необходимость разработки Программы вызвана потребностью комплексного подхода к решению существующих задач в области защиты населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Объектами первоочередных террористических устремлений являются хозяйствующие субъекты, использующие в своей производственной деятельности химические опасные вещества, промышленные взрывчатые вещества, места (объекты) массового пребывания людей, в том числе учреждения культуры, спортивные сооружения, учебные заведения, объекты здравоохранения.
Главная цель современных террористов - осуществление масштабных акций террористического и экстремистского характера, объектом воздействия которых становятся большие массы людей, и, тем самым, достигается максимальный резонанс в средствах массовой информации, создается напряженность и нестабильность в обществе.
В настоящее время задача предотвращения террористических и экстремистских проявлений рассматривается на государственном уровне как приоритетная. По заключению Национального антитеррористического комитета Российской Федерации уровень террористической опасности продолжает оставаться высоким, сохраняется угроза совершения террористических актов на всей территории Российской Федерации.
По-прежнему значительны масштабы незаконного оборота оружия, боеприпасов и других средств совершения террора. Не снижается уровень опасности совершения террористических актов с использованием радиоактивных, химических и биологических компонентов.
Угроза совершения террористических актов усиливается в связи с активизацией миграционных процессов, носящих транснациональный характер.
Серьезную угрозу поддержанию законности и правопорядка в Российской Федерации создает активизация деятельности молодежных объединений экстремистской направленности. Экстремистские организации используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия между политическими партиями и объединениями, другие факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.
Террористы практически лишены возможности осуществлять подрывные действия силами крупных вооруженных формирований. Тем не менее, они не оставляют попыток совершения террористических актов, и их деятельность организуется по принципу нанесения точечных ударов по объектам жизнеобеспечения и местам с массовым скоплением людей.
В силу компактности застройки городской территории и, соответственно, высокой плотности населения (более 2000 человек на квадратный километр) последствия террористических актов на территории города Пскова могут иметь масштабный характер.
Так, аварии на коммунально-энергетических сетях и объектах жизнеобеспечения города Пскова могут повлечь за собой остановку производственной деятельности организаций, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушение жизнеобеспечения городской территории с населением до 60 тысяч человек.
Совершение террористических актов на критически важных и потенциально опасных объектах, объектах энергетической и транспортной инфраструктуры, объектах жизнеобеспечения, в местах массового пребывания людей представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан, а также социально-экономической стабильности на территории муниципального образования "Город Псков".
На территории города Пскова осуществляют свою деятельность более ста муниципальных образовательных учреждений, муниципальных учреждений культуры, физической культуры и спорта, в каждом из которых одновременно могут находиться сотни детей.
Принятие Программы позволит обеспечить системный подход, более четкое распределение задач и функций, а также слаженность действий при решении органами местного самоуправления вопросов профилактики терроризма и экстремизма на территории муниципального образования "Город Псков".