Недействующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области"

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы


Развитие местного самоуправления является одним из важнейших элементов в реализации государственной политики всех уровней власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Местное самоуправление, являясь одновременно и институтом народовластия, и самостоятельным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, выступает центральным элементом в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Эффективно организованное местное самоуправление позволяет рационально использовать ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти. Инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба.

Достижение цели эффективной работы органов местного самоуправления возможно только при поддержке со стороны органов государственной власти области.

Стратегия социально-экономического развития Псковской области на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 10 декабря 2020 г. N 670-р, предполагает активное участие в ее реализации органов местного самоуправления. Создание условий для социально-экономического развития Псковской области в целом невозможно без создания благоприятных для жизни условий в каждом муниципальном образовании Псковской области в отдельности.

Для обеспечения стабильного развития Псковской области необходимо создать условия для развития муниципальных образований. Необходимо укреплять основы местного самоуправления, повышать эффективность деятельности органов местного самоуправления, так как именно их работоспособность во многом определяет качество жизни населения и возможности муниципальных образований к развитию; привлекать жителей Псковской области к непосредственному участию в осуществлении местного самоуправления и посредством этого выстраивать эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления с населением, создавать эффективную территориальную организацию местного самоуправления.

Характеристика местного самоуправления в Псковской области немногим отличается от других субъектов Российской Федерации. Основной характерной особенностью муниципальных образований в Псковской области является наличие большого количества малонаселенных поселений.

По состоянию на 01.06.2020 в Псковской области создано 2 городских округа, 24 муниципальных района, 25 городских поселений и 85 сельских поселений.

Подавляющее большинство муниципальных образований в Псковской области (более 90%) представляют собой поселения с численностью населения менее 5 тыс. человек.

В 21 муниципальном образовании со статусом сельского поселения численность населения составляет менее 1 тыс. человек. Эти муниципальные образования имеют ограниченные финансовые ресурсы и неразвитую инфраструктуру, ввиду чего не представляют интереса ни для граждан, ни для инвесторов. Недостаточность налогооблагаемой базы и отсутствие источников финансирования для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, имеют место во всех малонаселенных муниципальных образованиях области.

Органы местного самоуправления малонаселенных поселений не обладают возможностью самостоятельного решения вопросов местного значения.

Основными инструментами влияния на сложившуюся в муниципальных образованиях ситуацию являются государственные программы, система распределения межбюджетных трансфертов.

В муниципальных образованиях недостаточно используется ресурс в виде активного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370, предусматривают, что органы государственной власти должны создавать правовую и экономическую основу деятельности органов местного самоуправления, реализовывать государственную политику, направленную на развитие местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Механизм вовлечения населения в процесс развития своих поселений в Псковской области активно стал использоваться начиная с 2019 года благодаря тому, что в Псковской области большое внимание стало уделяться мерам государственной поддержки территориального общественного самоуправления. Жители Псковской области стали активно участвовать в создании территориального общественного самоуправления.

Уровень "покрытия" территории муниципальных образований территориальным общественным самоуправлением пока еще остается низким.

Вместе с тем такая форма объединения инициативных граждан позволяет решать большой спектр вопросов, ориентируясь исключительно на приоритетные потребности населения, проживающего на данной территории, а также вовлекать население в непосредственное решение вопросов местного значения.

Территориальное общественное самоуправление - не единственная форма участия населения в местном самоуправлении. В настоящее время в Псковской области не развиты такие формы реализации местных инициатив, как инициативное бюджетирование, институт старост населенных пунктов.

Недостаточно активное вовлечение населения в процесс развития территорий приводит к тому, что в результате местное самоуправление подменяется муниципальным управлением. Соответственно, органы местного самоуправления ограничивают свои ресурсы и снижают возможности по реализации возложенных на них задач. В свою очередь население также недостаточно активно поддерживает инициативы органов местного самоуправления из-за неверия в их способность добиться реальных улучшений. Это оказывает отрицательное влияние на эффективность местного самоуправления.

Имеющийся опыт в Псковской области показывает, что общественные инициативы жизнеспособны лишь там, где органы государственной власти и органы местного самоуправления их поддерживают и оказывают постоянное содействие в их реализации.

Существует проблема недостаточности кадрового потенциала органов местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления протекает в условиях постоянно изменяющегося законодательства, большого количества реализуемых проектов. В этой связи большие требования предъявляются к результатам деятельности, в том числе к правовому обеспечению работы. В этих условиях очень важна способность муниципальных служащих быстро ориентироваться в происходящих процессах, совершенствовать правовое поле, грамотно реализовывать предусмотренные действующим законодательством процедуры, оперативно принимать квалифицированные решения.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления области зависит от профессиональной подготовки и деловых качеств выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В этой связи наиболее актуальным является реализация комплексных мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня муниципальных служащих Псковской области.

В настоящее время кадровое обеспечение является проблемным вопросом для органов местного самоуправления, в особенности для малонаселенных поселений.

В небольших поселениях подбор кандидатов на муниципальные должности и должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточными возможностями для привлечения специалистов извне. При этом перечень и объемы задач в малонаселенных муниципальных образованиях ничем не отличаются от задач, стоящих перед крупными поселениями, а зачастую и усложняются отсутствием ресурсов для их решения.

Необходимость оказания лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим образовательной, консультационной, методической и информационной поддержки очень актуальна и востребована.

Большое количество стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления задач, необходимость координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления требует использования программного метода для достижения позитивных результатов в работе с муниципальными образованиями.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить эффективность работы органов местного самоуправления, в том числе путем повышения квалификации муниципальных служащих, позволит поддержать муниципальные образования, принявшие решения, касающиеся территориальной организации местного самоуправления, будет способствовать увеличению количества населения, вовлеченного в осуществление местного самоуправления.