Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для повышения качества обеспечения населения муниципального образования "Город Псков" коммунальными услугами" (с изменениями на 11 сентября 2017 года)

II. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы


В муниципальном образовании "Город Псков" крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг.

Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии, физический износ основных фондов холодного водоснабжения составил 57%, теплоснабжения - 34%, водоотведения - 58%, газоснабжения - 11%.

Протяженность сетей газоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования "Город Псков" составляет 23527 погонных метров.

Устаревшая коммунальная инфраструктура не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.

В результате накопленного износа растет количество аварий в системах тепло- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.

Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту платежей граждан, который в большинстве муниципальных образований опережает темп роста доходов населения.

Также далека до завершения работа по повышению уровня благоустройства жилья.

На сегодняшний день обеспеченность жилищного фонда водопроводом - 90%, канализацией - 87%, горячим водоснабжением - 42%, теплоснабжением - 93%, газоснабжением - 82%.

В настоящее время на территории муниципального образования "Город Псков" существуют бесхозяйные сети. Проблема бесхозяйных сетей возникла в связи с тем, что после строительства силами различных организаций и кооперативов данные сети не были переданы на баланс муниципального образования или эксплуатирующей организации. Так как система газоснабжения является потенциально опасным объектом, обслуживание сетей газоснабжения является приоритетной задачей во избежание аварийных ситуаций на сетях.

Водоснабжение и водоотведение.

Положение с обеспечением населения муниципального образования "Город Псков" отвечающей нормативам питьевой водой вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (90%) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Качество воды поверхностных водных объектов используемых для водоснабжения населения в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное.

Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа.

С каждым годом коммуникации ветшают все больше. Из объема труб, которые находятся в аварийном состоянии, меняется только половина.

Действующая в городе Пскове система водоснабжения имеет износ более 60%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя.

Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды, отсутствие системы водоотведения.

Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения является неблагополучное финансово-экономическое положение предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.

Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.

Повышение доступности тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения.

Законодательством Российской Федерации определено, что при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и принцип доступности этих услуг для потребителей, в первую очередь, для населения.

В настоящее время это может быть достигнуто только при финансовой поддержке отрасли за счет бюджетных средств.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением базовых ставок оплаты труда для работников отрасли в соответствии с отраслевыми соглашениями, ростом цен на горюче-смазочные и строительные материалы, на услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования, а также другими объективными причинами.

Возникновение выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, связано со снижением экономически обоснованных тарифов до предельного уровня, установленного Федеральной службой по тарифам, и снижением для льготных групп потребителей и населения тарифов, установленных в рамках предельных уровней, до величины, обеспечивающей темп роста тарифов в соответствии с прогнозными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации.

Соблюдение баланса экономических интересов регулируемых организаций и потребителей их продукции (услуг) при одновременном соблюдении установленных предельных темпов роста тарифов и платы граждан за коммунальные услуги, а при их отсутствии - обеспечении темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, не превышающих темп роста тарифов в среднем по Псковской области на соответствующий вид ресурса, возможно только при условии возмещения экономически обоснованных расходов организаций коммунального комплекса в процессе государственного регулирования тарифов за счет средств бюджета Псковской области. Повышение качества коммунальных услуг в связи с модернизацией системы тепло-, водоснабжения и водоотведения позволит удовлетворить потребность граждан услугами жилищно-коммунального хозяйства и снять социальную напряженность среди населения.

Сфера жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться проблемным сектором экономики с огромными суммами дебиторской и кредиторской задолженности, несовершенной системой тарифного регулирования и, как следствие, непривлекательной для инвестиций, крайняя необходимость в которых обусловлена 60-процентным износом основных фондов, приводящим к снижению качества услуг и устойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения населения.

Сложность проведения рыночных преобразований в данном секторе обусловлена в значительной мере тем, что в течение более 50 лет жилищно-коммунальная сфера была практически единственной из отраслей народного хозяйства, находящейся почти на полном государственном дотировании.

Организация управления и эксплуатации жилищного фонда на территории Российской Федерации является неэффективной и, как правило, совершенно не удовлетворяет собственников и нанимателей жилья, с одной стороны, поставщиков коммунальных услуг и всех прочих участников процесса - с другой.

Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан. В настоящее время происходит процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, одной из основных целей которого является перевод всего жилищно-коммунального хозяйства на рыночные основы с привлечением частного бизнеса и создание конкуренции.