Геополитической особенностью области является ее приграничное расположение, наличие границ сразу с тремя иностранными государствами. Таким образом, географическое положение области придает ей статус транспортного коридора "Россия-Европа" и неизбежно включает территорию Псковской области в структуру межрегионального и межгосударственного нелегального наркотрафика.
Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают ее с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Республикой Белоруссия, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области.
Наличие внешней границы региона с Эстонией, Латвией, Республикой Беларусь общей протяженностью 823 км, его развитая приграничная транспортная инфраструктура, через которую осуществляются интенсивные международные грузовые и пассажирские перевозки, позволяют наркодельцам рассматривать территорию области прежде всего с точки зрения организации каналов контрабанды наркотиков.
Социально-демографические факторы региона, в целом характеризующиеся как неблагоприятные (низкий уровень жизни, депопуляция, относительно низкая доля молодёжи в структуре населения) имеют амбивалентное значение для состояния наркоситуации: с одной стороны, демографическая ситуация может способствовать росту наркопотребления как результата экономической деградации части населения, ведущей к девиантному поведению, с другой - сдерживает количество лиц, употребляющих наркосодержащие и психотропные препараты в немедицинских целях, т.к. данные практики в меньшей степени характерны для лиц старшего возраста и относительно дороги для приобретения.
Положительным фактором, сдерживающим распространение наркотизации, являются климатические условия, ограничивающие местную сырьевую базу для производства ряда наркотических веществ (маковая солома, каннабис, гашиш), а также отсутствие на территории региона легальных производств наркотических веществ в медицинских целях.
Миграционные процессы, детерминированные старением коренного населения и сложной экономической ситуацией, вынуждающей экономически активную часть населения к экономическим миграциям (в т.ч. - сезонным) на территории других субъектов РФ и в зарубежные страны, потенциально способствуют привнесению на территорию региона практик наркопотребления, ранее не характерных для него.
В 2014 году количество выявляемых наркопотребителей незначительно изменилось (зарегистрировано 504 (АППГ - 509) административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств).
Всего за 12 месяцев 2014 года Управление ФСКН России по Псковской области зарегистрировано 403 (АППГ- 451) преступления, из которых 77,4% (АППГ - 74,7%) - тяжкие и особо тяжкие - 312 (АППГ - 337).
По выявленным преступлениям возбуждены уголовные дела. Окончено производством 196 (АППГ - 192) уголовных дел, из них 190 (АППГ - 181) - направлено в суды по обвинению 203 (АППГ - 205) человека. Раскрыто 281 (АППГ - 269) преступление, из которых 61,2% - тяжкие и особо тяжкие (172).
За 2014 год произведено 53 значительных изъятий наркотических средств и психотропных веществ. Из незаконного оборота по уголовным делам изъято 146 килограмм 910 грамм наркотических средств, 5 килограмм856 грамм психотропных веществ, 290 грамм сильнодействующих веществ и 18 килограмм 145 грамм наркосодержащих растений.
В рамках реализации программы предполагается обеспечить разрешение части обозначенных проблем практической работы по профилактике злоупотребления психотропными веществами. Такими проблемами являются: организация системы межведомственного взаимодействия и формирования информационного культурного мировоззрения у детей, подростков, молодежи и взрослого населения области; качественная профилактическая деятельность, направленная на ограничение доступа населения, особенно молодежи, к наркотическим средствам; внедрение эффективных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих развитие мотивов отказа от "пробы" и приема наркотических средств, включая табак и алкоголь; повышение профессионального уровня специалистов системы профилактики; улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений, работающих с населением по профилактике наркотизации населения.
Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику по снижению общего количества совершенных преступлений, безопасность населения еще не является достаточной, а достигнутые позитивные изменения не приобрели устойчивого и повсеместного характера.
Поэтому нужна высокоэффективная система профилактики преступлений и правонарушений. Решение этой важнейшей социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Существующие институты системы профилактики правонарушений часто действуют разрозненно и неэффективно.
Поскольку вопрос обеспечения законности и правопорядка, личной и общественной безопасности, усиления борьбы с преступностью и иными правонарушениями во всех сферах жизнедеятельности человека занимает одно из наиболее важных мест в деятельности органов власти области и является стратегическим, он должен решаться программно-целевыми методами.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, коррупция является одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, действие структурных ограничений социально-экономического развития нашей страны усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, к числу которых отнесены высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции. Одним из принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно стать снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции.
Противодействие коррупции остается важнейшей задачей деятельности российского государства и гражданского общества.
Коррупция приобрела высокую общественную опасность. Она начала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, препятствовать здоровой конкуренции, затруднять экономическое развитие. Подменяя публично-правовые решения и действия коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, коррупция оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов.
Наибольшая опасность коррупции в том, что она стала распространенным фактом жизни, к которому большинство членов общества научилось относиться как к негативному, но привычному явлению.
Предупреждение коррупции в органах местного самоуправления является важнейшим механизмом по снижению ее уровня.
При реализации целей и задач программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий реализации рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Невыполнение или неэффективное выполнение программы возможно в случае возникновения внутренних либо внешних рисков.
К внутренним рискам относятся:
недостаточное межведомственное взаимодействие и низкая координация действий в ходе реализации мероприятий программы;
несоблюдение сроков реализации программы;
неэффективное расходование денежных средств.
Реализация указанных рисков может привести к недостижению целевых значений показателей и ожидаемых результатов реализации программы.
В случае реализации риска будут выявляться его причины, прогнозироваться ход развития и последствия, осуществляться разработка и реализация мер по его устранению (локализации).