В сфере экономического развития мониторинг осуществлялся по 8 показателям, характеризующим развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства, прибыльность сельскохозяйственных организаций, уровень заработной платы работников крупных и средних предприятий, некоммерческих организаций, бюджетных учреждений.
1.1. Дорожное хозяйство и транспорт
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог были выше темпов восстановления и развития. Данная ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного финансирования дорожных работ и, как следствие, несоблюдения межремонтных сроков на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения не может считаться удовлетворительным, поскольку большинство автомобильных дорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области. Прочность дорожных одежд, ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики, требующие приведения в соответствие с нормами.
Более 80% автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальных образованиях не отвечают нормативным требованиям.
На сегодняшний день 3641 сельский населенный пункт не имеет круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального значения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения с твердым покрытием. Следовательно, неразвитость сети автомобильных дорог в сельской местности усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени, связанных с перевозкой и ограничениями на поездки.
В то же время за 2014 год произошли положительные изменения в динамике показателя протяженности автомобильных дорог местного значения, не соответствующих нормативным требованиям. Снижение значения указанного показателя произошло вследствие проведения ремонтных работ на улично-дорожной сети, финансируемых за счет субсидий из областного бюджета (дорожного фонда Псковской области). Ремонтные работы проводились в 2014 году во всех муниципальных районах и городских округах области:
N | Наименование города, района | Ввод мощностей | Сумма | |
п/п | км | кв. м | использованной субсидии, тыс. руб. | |
1 | Город Псков | 11,1 | 174 573 | 358 790 |
2 | Город Великие Луки | 13,8 | 149 352 | 474 072 |
3 | Бежаницкий район | 0,6 | 6 850 | 9 629 |
4 | Великолукский район | 3,3 | 19 151 | 21 142 |
5 | Гдовский район | 1,8 | 16 699 | 15 825 |
6 | Дедовичский район | 3,1 | 21 608 | 8 918 |
7 | Дновский район | 6,3 | 34 721 | 19 880 |
8 | Красногородский район | 0,6 | 3 964 | 6 123 |
9 | Куньинский район | 1,4 | 5 148 | 6 473 |
10 | Локнянский район | 2,3 | 14 511 | 10 830 |
11 | Невельский район | 8,6 | 64 394 | 62 980 |
12 | Новоржевский район | 1,6 | 11 576 | 7 792 |
13 | Новосокольнический район | 0,9 | 8 296 | 10 855 |
14 | Опочецкий район | 1,6 | 12 878 | 12 169 |
15 | Островский район | 1,0 | 15 787 | 15 132 |
16 | Палкинский район | 0,2 | 5 310 | 5 641 |
17 | Печорский район | 2,6 | 18 304 | 24 366 |
18 | Плюсский район | 0,4 | 9 637 | 9 441 |
19 | Порховский район | 1,5 | 14 299 | 11 480 |
20 | Псковский район | 10,0 | 52 473 | 22 023 |
21 | Пустошкинский район | 1,9 | 13 104 | 10 887 |
22 | Пушкиногорский район | 1,0 | 16 283 | 11 241 |
23 | Пыталовский район | 1,7 | 15 092 | 9 959 |
24 | Себежский район | 2,9 | 26 756 | 26 772 |
25 | Струго-Красненский район | 1,6 | 6 886 | 10 273 |
26 | Усвятский район | 2,3 | 9 650 | 8 673 |
ВСЕГО | 83,8 | 747 302 | 1 191 365 |
В целом следует отметить, что средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, не достаточно для нормативного содержания местной сети автодорог.
С 2014 года в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в области создана система муниципальных дорожных фондов с целевыми источниками их формирования. Создание муниципальных дорожных фондов позволит обеспечить прозрачность расходов на дорожные работы и контроль за их целевым использованием.
В целях комплексного решения проблем в сфере дорожного хозяйства во всех районах и городских округах области разработаны и утверждены муниципальные программы, направленные на:
создание условий для безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта путем обеспечения сохранности автодорог и улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния;
повышение качества транспортного обслуживания населения посредством улучшения транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
Пассажирские перевозки на территории области в межмуниципальном, пригородном сообщении осуществляются автобусным и железнодорожным транспортом.
Пассажирские автобусные перевозки между поселениями в границах муниципального образования осуществляются по договорам о транспортном обслуживании населения, заключаемым муниципальными районами с перевозчиком по результатам конкурса. Большинство таких договоров на пассажирские перевозки заключаются с государственными предприятиями Псковской области.
Транспортное сообщение между районными центрами осуществляется по договорам, заключаемым с перевозчиком уполномоченным органом исполнительной власти.
Сложившаяся маршрутная сеть организована с учетом потребности населения и в целом обеспечивает транспортную доступность областного и районного центров для жителей области. Однако, вне зоны обслуживания остаются отдаленные населенные пункты практически во всех муниципальных районах.
Жителям городских округов Псковской области доступно регулярное транспортное сообщение в пределах их территорий.
В Печорском, Псковском районах практически все население имеет транспортное сообщение с административным центром. Наибольшие трудности с транспортным обслуживанием имеют жители Пыталовского, Гдовского Бежаницкого, Палкинского, Себежского районов, где доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, превышает 10% от общей численности населения.
В остальных муниципальных образованиях значение показателя остается на уровне 2013 года либо незначительно снизилось, что обусловлено, прежде всего, уменьшением численности постоянного населения.
1.2. Развитие малого и среднего предпринимательства и улучшение инвестиционной привлекательности