Действующий

О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. N 489 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и ...

I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


В настоящее время Псковская область занимает одно из первых мест в России по показателям количества пожаров и гибели людей на пожарах в расчете на 100 тыс. населения. Одним из факторов, влияющих на сложную обстановку с пожарами и гибелью людей, является удаленность населенных пунктов от мест дислокации подразделений пожарной охраны и недостаточное обеспечение автомобильной техникой.

На территории области 67,8% населения проживает в городах и поселках городского типа и лишь 32,2% - в сельской местности, между тем по итогам 7 месяцев 2013 года на населенные пункты, расположенные в сельской местности, приходится 56,6% пожаров и 75,3% гибели людей на пожарах. Подобная картина с незначительной долей погрешности сохраняется уже в течение ряда лет. Пожары, происходящие в сельской местности, несут в себе неудовлетворительную динамику показателей обстановки с пожарами и гибели людей.

Так, за 7 месяцев 2013 года в Псковской области на объектах и в жилом секторе зарегистрирован 571 пожар, которыми нанесен прямой материальный ущерб в размере 44 130 тыс. рублей. При пожарах погибло 72 человека, из них двое детей. В результате пожаров получили травмы 50 человек.

На города и райцентры приходится 43,4% от общего количества пожаров, 38,2% общей суммы материального ущерба и 34,7% от числа всех погибших на пожарах людей. В городах и райцентрах на пожарах спасено 98 человек.

Доля пожаров в сельской местности в общем их количестве равна 56,6%; убытка - 61,8% от общей суммы; числа погибших людей - 65,3% всех погибших при пожарах. На пожарах в сельской местности спасено 190 человек.

Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

На сегодняшний день 8379 населенных пунктов расположены на территории Псковской области. Время прибытия первого пожарного подразделения в 7473 населенных пункта не соответствует требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В области 3376 населенных пунктов с количеством жителей до 10 человек, в том числе в 843 населенных пунктах жители вообще отсутствуют (так называемые пункты дачного проживания). Многие населенные пункты области расположены от районных центров на расстоянии более 50 километров и чаще всего последствия пожаров в таких населенных пунктах носят необратимый характер, так как пожарные подразделения не могут в нормативный срок прибыть к месту пожара. Среднее время прибытия на пожары в сельской местности составляет 27,4 минут, в городах - 5,2 минуты.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. За 2010 год указанному условию удовлетворяли 10,8% населенных пунктов области, в том числе: городские поселения - 100%, сельские населенные пункты - 10,5%.

Снижение смертности, стабилизация демографической ситуации в Псковской области, сохранение материальных ценностей области являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Псковской области и отвечают целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются, в основном, за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики Псковской области и построения единой системы. Создание в приемлемые сроки условий для снижения показателей пожарного риска и ущерба во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено исключительно за счет финансирования основной деятельности пожарных подразделений.

С учетом существующего уровня риска пожаров в Псковской области эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности.

Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:

координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;

реализации комплекса практических мер, исключающих причины возникновения пожаров;

обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.

Реализация подпрограммы "Пожарная безопасность Псковской области" (далее - подпрограмма) позволит создать необходимые условия для улучшения состояния пожарной безопасности на территории Псковской области и достичь следующих результатов:

уменьшение гибели, травматизма людей и материальных потерь от пожаров;

исполнение на территории Псковской области Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части прибытия первого подразделения к месту пожара;

обеспечение необходимых условий для повышения боеготовности подразделений пожарной охраны;

создание боеспособной группировки сил и средств гарнизона пожарной охраны области;

развитие материально-технической базы подразделений пожарной охраны области;

защита подразделениями пожарной охраны области наибольшего количества территории, населенных пунктов и расположенных в них социально значимых объектов.