Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие и содержание улично-дорожной сети города Пскова" (с изменениями на 19 августа 2015 года)

II. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние городских дорог не может считаться удовлетворительным, поскольку большая часть дорог не соответствует требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям муниципального образования. Прочность конструктивных элементов дорог, ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, требующие приведения в соответствие с нормами в условиях возрастающей интенсивности движения и увеличения количества автотранспортных средств.

Значительная часть автомобильных дорог города имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог города были выше темпов восстановления и развития, что было обусловлено высоким ростом парка автотранспортных средств, интенсивности движения, а также увеличением в составе автотранспортных потоков доли большегрузных автомобилей.

Большинство городских дорог, запроектированных и построенных 20 - 30 лет назад под расчетную нагрузку в 6 тонн, сегодня по несущей способности не в полной мере обеспечивают проезд современного тяжеловесного транспорта, что приводит к их ускоренному разрушению.

Данная ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного финансирования и, как следствие, несоблюдения межремонтных сроков на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Из-за постоянного недофинансирования работ по капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамб) в городе Пскове сложилась неблагополучная ситуация с техническим состоянием данных сооружений. В черте города находится 20 искусственных дорожных сооружений (17 мостов, 2 путепровода, 1 дамба) общей протяженностью 2454 м.

На основании научно-технических отчетов, выполненных специализированными организациями, в том числе по результатам систематически проводимых обследований искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамб), Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова и МП города Пскова "Комбинат благоустройства" - организацией, длительное время занимающейся текущим содержанием данных сооружений, 23 % из них имеют оценку "удовлетворительно", 77 % - "неудовлетворительно".

Основным требованием безопасности дорожного движения и пешеходов является высота барьерного ограждения, которое разделяет проезжую часть сооружения от пешеходной части. В соответствии с современными требованиями высота барьерного ограждения на искусственных дорожных сооружениях (мостах, путепроводах) должна быть не менее 75 см. Не соответствует современным требованиям безопасности дорожного движения и пешеходов 43% искусственных дорожных сооружений (протяженностью 1051,92 м).

Наличие такого количества стратегически важных для города искусственных дорожных сооружений влечет за собой и значительные объемы работ, а следовательно и затраты на их содержание и ремонт.

В настоящее время капитального ремонта (реконструкции) требуют 12 искусственных дорожных сооружений, в том числе 9 мостов, 2 путепровода, 1 дамба - протяженностью 1899,7 м, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

Устранение дефектов, выявленных в процессе обследования специализированными организациями искусственных дорожных сооружений, приведение их в исправное техническое состояние невозможно в процессе содержания и текущего ремонта. Целью капитального ремонта является повышение безопасности движения автотранспорта и пешеходов, увеличение пропускной способности магистрали, а также долговечности моста в целом.

Из-за отсутствия финансирования, начиная с 1998 года не проводятся работы по капитальному ремонту (реконструкции) искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамб).

Учитывая стратегическое значение мостов, по которым проходит транзитный транспорт в страны Евросоюза из-за отсутствия объездной дороги, а также обеспечение пропуска по мостам автотранспортных средств в соответствии с современными требованиями по безопасности движения, повышения долговечности и эксплуатационной надежности мостов необходимо проведение капитального ремонта, в том числе ремонта, включая проектно-изыскательские работы.

Мероприятия по капитальному ремонту (реконструкции), ремонту инженерных и искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования направлены на улучшение их технического состояния.

Одним из сложных инженерных сооружений является ливневая канализация. В содержание ливневой канализации входит ее прочистка и промывка.

Ливневая канализация - это канализационная система труб, очистных сооружений, дождеприемников, лотков и других дополнительных элементов, которые предназначены для сбора дождевых и талых вод с поверхности дорожных покрытий.

Непринятие мер по капитальному ремонту (реконструкции), ремонту инженерных и искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах приведет к снижению их срока службы и значительному увеличению материальных затрат.

В связи с тем, что искусственные дорожные сооружения (мосты, путепроводы, дамбы) имеют исключительное значение для всей инфраструктуры города необходимо находить возможность решения вопросов финансирования работ, связанных с капитальным ремонтом (в том числе ремонтом, реконструкцией), включая проектно-изыскательские работы.

При определении приоритетного перечня мостовых сооружений, подлежащих капитальному ремонту и ремонту, учитывается степень их износа, достижение предельного возраста эксплуатации, а также социально-экономическая значимость и расположенность на автодорогах, проходящих по туристическим и "транзитным" маршрутам в историческом центре города.

Неудовлетворительное состояние дорожной сети непосредственно сопряжено с колоссальными экономическими издержками и отрицательными социальными последствиями.

Развитие транспортной инфраструктуры на территории города Пскова не соответствует темпам автомобилизации. В этой связи на отдельных участках дорог города все более резко проявляется дефицит пропускной способности. На сегодняшний день общая протяженность участков, эксплуатируемых в режиме перегрузки, составляет более 40 км (данные Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова).

Данный фактор говорит о том, что необходимо предусмотреть ряд мероприятий - комплекс работ по реконструкции дорог, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и категории автомобильной дороги.

В соответствии с региональными и отраслевыми нормами межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий (ВСН 41-88) ежегодно необходимо выполнять следующий комплекс работ (расчет выполнен Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова):

1) по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог - 315,1 тыс. кв. м (45 км);

2) по ремонту автомобильных дорог - 738,0 тыс. кв. м (73,8 км).

В комплекс работ по развитию автомобильных дорог общего пользования входит устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, недостающих средств организации и регулирования дорожного движения, в том числе светофорных объектов и горизонтальной разметки, которая наряду с дорожными знаками играет не последнюю роль в обеспечении безопасности на дороге.

Отсутствие системного подхода к решению задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства, а также недостаточность объемов финансирования привели к систематическому невыполнению работ по ремонту автомобильных дорог.

Общая протяженность дорог в городе составляет почти 400 км, в том числе 198 км дорог с асфальтобетонным покрытием, площадь которых составляет 2,5 млн. кв. м (данные УГХ Администрации г. Пскова).

Количество автомобильных дорог, соответствующих требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения составляет не более 20 % от общего количества (данные УГХ Администрации г. Пскова).

Состояние 80 % дорог не соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (данные УГХ Администрации г. Пскова):