В муниципальном образовании "Город Псков" крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии физический износ основных фондов холодного водоснабжения составил - 57 %, теплоснабжения - 34 %, водоотведения - 58 %.
Устаревшая коммунальная инфраструктура не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
В результате накопленного износа растет количество аварий в системах тепло-, и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту платежей граждан, который в большинстве муниципальных образований опережает темп роста доходов населения.
Также далека до завершения работа по повышению уровня благоустройства жилья.
На сегодняшний день обеспеченность жилищного фонда водопроводом - 90 %, канализацией - 87 %, горячим водоснабжением - 42 %, теплоснабжением - 93 %.
Водоснабжение и водоотведение.
Положение с обеспечением населения муниципального образования "Город Псков" отвечающей нормативам питьевой водой вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (90 %) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Качество воды поверхностных водных объектов используемых для водоснабжения населения в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное.
Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа.
С каждым годом коммуникации ветшают все больше. Из объема труб, которые находятся в аварийном состоянии, меняется только половина.
Действующая в городе Пскове система водоснабжения имеет износ более 60 %, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя.
Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды, отсутствие системы водоотведения.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения является неблагополучное финансово-экономическое положение предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.
Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.
Повышение доступности тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения.
Законодательством Российской Федерации определено, что при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности и принцип доступности этих услуг для потребителей, в первую очередь, для населения.
В настоящее время это может быть достигнуто только при финансовой поддержке отрасли за счет бюджетных средств.
Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением базовых ставок оплаты труда для работников отрасли в соответствии с отраслевыми соглашениями, ростом цен на горюче-смазочные и строительные материалы, на услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования, а также другими объективными причинами.
Возникновение выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, связано со снижением экономически обоснованных тарифов до предельного уровня, установленного Федеральной службой по тарифам, и снижением для льготных групп потребителей и населения тарифов, установленных в рамках предельных уровней, до величины, обеспечивающей темп роста тарифов в соответствии с прогнозными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации.
Соблюдение баланса экономических интересов регулируемых организаций и потребителей их продукции (услуг) при одновременном соблюдении установленных предельных темпов роста тарифов и платы граждан за коммунальные услуги, а при их отсутствии - обеспечении темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, не превышающих темп роста тарифов в среднем по Псковской области на соответствующий вид ресурса, возможно только при условии возмещения экономически обоснованных расходов организаций коммунального комплекса в процессе государственного регулирования тарифов за счет средств бюджета Псковской области. Повышение качества коммунальных услуг в связи с модернизацией системы тепло- водоснабжения и водоотведения позволит удовлетворить потребность граждан услугами жилищно-коммунального хозяйства и снять социальную напряженность среди населения.
Сфера жилищно-коммунальных услуг продолжает оставаться проблемным сектором экономики с огромными суммами дебиторской и кредиторской задолженности, несовершенной системой тарифного регулирования и, как следствие, непривлекательной для инвестиций, крайняя необходимость в которых обусловлена 60-процентным износом основных фондов, приводящим к снижению качества услуг и устойчивости функционирования важнейших систем жизнеобеспечения населения.
Сложность проведения рыночных преобразований в данном секторе обусловлена в значительной мере тем, что в течение более 50 лет жилищно-коммунальная сфера была практически единственной из отраслей народного хозяйства, находящейся почти на полном государственном дотировании.
Организация управления и эксплуатации жилищного фонда на территории Российской Федерации является неэффективной и, как правило, совершенно не удовлетворяет собственников и нанимателей жилья, с одной стороны, поставщиков коммунальных услуг и всех прочих участников процесса - с другой.
Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан. В настоящее время происходит процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, одной из основных целей которого является перевод всего жилищно-коммунального хозяйства на рыночные основы с привлечением частного бизнеса и создание конкуренции.
Для того, чтобы эффективно действовать в новых условиях, собственникам жилья необходимо занимать активные позиции, учиться общаться с поставщиками коммунальных и жилищных услуг с точки зрения покупателей, заказчиков, а не простых потребителей. Одним из наиболее эффективных механизмов защиты интересов собственников жилья является создание ТСЖ.