Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования и повышение эффективности молодежной политики" (с изменениями на 23 октября 2015 года)

I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Данная подпрограмма в совокупности с подпрограммой "Развитие системы дошкольного образования муниципального образования "Город Псков" представляют комплекс мер, позволяющий развивать систему образования города и являющийся основой для реализации государственной политики в области образования на муниципальном уровне (абзац в редакции, введенной в действие с 17.06.15 постановлением Администрации города от 11.06.2015 N 1287).


Подпрограмма ориентирована на всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дошкольного образования; обучающиеся и их родители, педагогические работники).

Ключевые направления развития образования, обозначенные в новой национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", положены в основу задач Подпрограммы и программных мероприятий, такие, как формирование системы поддержки талантливых детей, переход на новые образовательные стандарты, развитие учительского потенциала и современной школьной инфраструктуры, здоровье школьников, которые будут способствовать новому качеству образования.

Реализация мероприятий Подпрограммы обеспечивается за счет средств бюджета муниципального образования "Город Псков".

Актуальность данной Подпрограммы обусловлена особой ролью образования в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально - экономического развития страны до 2020 года.

Принятые в последние годы меры модернизации дошкольного, общего и дополнительного образования, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование", позволили добиться ряда позитивных изменений в системе образования на муниципальном уровне, в повышении его качества и доступности, улучшении учебной базы, информатизации учебного процесса и оптимизации сети образовательных учреждений.

Стабильное финансирование муниципальных образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" позволило приобрести каждой школе компьютерное оборудование, интерактивные доски, предметные кабинеты по физике, биологии, химии, географии, обновить школьную мебель. Школы получили свободный доступ в сеть "Интернет".

В системе образования на муниципальном уровне появился определенный опыт инновационной педагогической деятельности, опробованы новые формы управления и контроля за качеством образовательных услуг. Важную роль в этом сыграли целевые муниципальные программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне" (2006 - 2008 годы) и "Поддержка сферы образования на муниципальном уровне на 2010-2012 годы". Наиболее значимыми результатами реализации этих Программ стали социальные эффекты, к которым относятся расширение открытости системы образования; активная поддержка лучших образовательных учреждений, учителей, воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования детей; реализация на муниципальном уровне образовательных инициатив. Однако, несмотря на осуществленные меры по развитию образования и увеличению объемов выделяемых на эти цели средств, в государственных институтах и обществе продолжает сохраняться неудовлетворенность качеством образовательных услуг и их несоответствием общественным ожиданиям. Важность эффективного решения задач модернизации образования на муниципальном уровне, повышение качества образования и реализация планов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", подтверждает необходимость разработки данной Подпрограммы.

Приоритетные направления развития системы образования города Пскова на 2015-2018 годы определены в Подпрограмме. Это формирование системы поддержки талантливых детей; переход на новые образовательные стандарты, развитие педагогического потенциала, улучшение инфраструктуры системы образования и сохранение здоровья школьников. Реализация поставленных в Подпрограмме целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов. Использование программно-целевого метода для решения задач системы образования города Пскова направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в условиях бюджетных ограничений на муниципальном уровне (1-ое предложение в редакции, введенной в действие с 17.06.15 постановлением Администрации города от 11.06.2015 N 1287).

Развитие системы образования города Пскова возможно путем выделения денежных средств на поощрение талантливых детей и лучших учителей, педагогов дополнительного образования, стимулирование муниципальных образовательных учреждений, эффективно внедряющих инновационные проекты, оснащение муниципальных образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием, на создание условий для перехода на новые образовательные стандарты и сохранение здоровья школьников.

Общая организационная схема поддержки, стимулирования и поощрения будет построена по принципу отбора образовательных учреждений, талантливой молодежи, лучших учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей в соответствии с критериями конкурсной комиссии, в состав которой войдут представители общественности.

Материальную поддержку образовательных учреждений планируется осуществлять путём конкурсного отбора по стимулированию образовательных учреждений, эффективно внедряющих инновационные проекты.

Муниципальная поддержка талантливой молодежи будет проходить через премирование молодых людей (в возрасте от 14 до 18 лет включительно), являющихся победителями и призерами международных, всероссийских, межрегиональных и региональных олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе. Программные мероприятия предполагается осуществлять ежегодно.

Проведение ежегодной церемонии награждения победителей федеральных, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций школьников "Ассамблея звёзд" (по итогам учебного года), городского конкурса "Ученик года", Форума детских общественных объединений, слета активистов школьных органов самоуправления, профессиональных конкурсов: "Учитель года", "Воспитатель года" требуются затраты на приобретение бланков дипломов, грамот, поощрительных призов согласно утверждаемым сметам. Эти затраты включены в программные мероприятия как и издание муниципального образовательного журнала "Педагогическая палитра".

Планируются мероприятия, которые направлены на улучшение инфраструктуры системы образования. В ходе реализации Подпрограммы будут выполнены работы по капитальному и текущему ремонтам муниципальных образовательных учреждений, в том числе ремонту школьных пищеблоков и санузлов. Будет приобретаться оборудование и мебель. Будут созданы условия для занятий физической культуры (ремонт и оборудование школьных спортплощадок, пристройки дополнительных спортивных залов).

Важнейшее место в социальной политике муниципалитета занимают и вопросы охраны детского здоровья. Большое внимание уделяется качественной организации физического воспитания учащихся, во всех школах в учебные планы введён 3 час физической культуры, активно используются здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию здорового питания, физическое развитие детей являются приоритетными направлениями и необходимой гарантией успеха всех социальных и экономических реформ. Поэтому одной из ведущих задач, стоящей перед педагогическими коллективами муниципальных образовательных учреждений, является сохранение здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Вместе с тем, в системе образования города Пскова сохраняется комплекс проблем, решение которых требует использования программных методов. Наиболее актуальными проблемами в сфере образования, на решение которых направлена Подпрограмма, являются:

- недостаточные условия для получения обучающимися качественного общего и дополнительного образования современного уровня;

- увеличение количества детей с проблемами здоровья;

- недостаточно высокий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогическими работниками для перехода образовательных учреждений к ФГОС основного общего образования;

ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных учреждений.

Решение названных проблем программно-целевым методом более эффективно по сравнению с планово-нормативным, поскольку обеспечивается возможность учета стратегических приоритетов социально-экономического развития образования, снижает риск неэффективного использования финансовых ресурсов, создает условия для комплексной реализации мер по развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений, способствует внедрению механизмов, направленных на усиление связи заработной платы педагогических работников с результативностью и качеством труда.