Приоритеты развития культуры в области в 2013 году были ориентированы на дальнейшую последовательную модернизацию отрасли по всем направлениям творческой и культурной деятельности, повышение социальной роли культуры. Комплексы мероприятий способствовали решению части проблем в деле сохранения культурного наследия, в библиотечном, музейном деле, в деле сохранения традиционной народной культуры, формирования единого культурного пространства, поддержки профессионального искусства, создания условий для развития творческого потенциала населения области, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан, модернизации и материально-технического оснащения учреждений культуры и искусства.
Ниже на графике представлены данные по уровню обеспеченности муниципальных районов и городских округов учреждениями культуры от нормативной потребности.
В Псковской области на 01.01.2014 насчитывалось 336 муниципальных библиотек, из них 278 находятся в сельской местности.
На 01.01.2014 125 библиотек области оснащены компьютерами, из них 105 - подключены к сети Интернет.
На 1 января 2014 г. сеть культурно-досуговых учреждений Псковской области насчитывает 403 муниципальных учреждения, из них 354 - в сельской местности.
На базе культурно-досуговых учреждений области работает 2157 клубных формирований, в том числе в сельской местности - 1535 формирований, в них участников - 25615 человек, в т.ч. в сельской местности - 15718 человек.
На территории муниципальных образований постоянно функционирует два парка культуры и отдыха в городах Псков и Великие Луки. Функционирование подобных учреждений требует значительных капиталовложений, поэтому в муниципалитетах вопрос решается за счет сезонного функционирования передвижных аттракционов.
Важнейшим направлением в сфере охраны объектов культурного наследия является организация мер по обеспечению их сохранности.
На территории Псковской области находится 4238 объектов культурного наследия, из них федерального значения - 2567, регионального значения - 1671. Объектов культурного наследия местного (муниципального) значения на территории Псковской области в настоящее время нет.
Право собственности муниципальных образований из 716 объектов зарегистрировано на 42 объекта, на 764 объекта право собственности не зарегистрировано. Как правило - это воинские и братские захоронения.
Данные о состоянии объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности | |
Муниципальное образование | Состояние объектов культурного наследия |
Бежаницкий район | Всего - 43 Осматривалось - 2 Неудовлетворительное - 1 Аварийное -1 |
Великолукский район | Всего - 42 Не осматривались |
Гдовский район | Всего - 53 Осматривалось - 31 Хорошее - 4 Удовлетворительное - 23 Неудовлетворительное - 2 Руинированное - 2 |
Дедовичский район | Всего - 22 Не осматривались |
Дновский район | Всего - 15 Не осматривались |
Красногородский район | Всего - 16 Осматривалось - 12 Хорошее - 9 Удовлетворительное - 1 Неудовлетворительное - 1 Аварийное - 1 |
Куньинский район | Всего - 17 Осматривалось - 9 Хорошее - 9 |
Локнянский район | Всего - 17 Осматривалось: 1 Неудовлетворительное - 1 |
Невельский район | Всего - 89 Не осматривались |
Новоржевский район | Всего - 4 Не осматривались |
Новосокольнический район | Всего 24 Не осматривались |
Опочецкий район | Отсутствуют |
Островский район | Всего - 15 Осматривались - 10 Удовлетворительное - 7 Неудовлетворительное - 1 Руинирован - 1 Утрачен - 1 |
Палкинский район | Всего - 44 Не осматривались |
Печорский район | Всего - 29 Осматривались - 4 Удовлетворительное - 4 |
Плюсский район | Отсутствуют |
Порховский район | Всего - 14 Осматривались - 5 Удовлетворительное - 2 Неудовлетворительное - 1 Аварийное - 1 Руинированное - 1 |
Псковский район | Отсутствуют |
Пустошкинский район | Всего - 18 Не осматривались |
Пушкиногорский район | Всего - 13 Осматривалось - 13 Хорошее - 8 Удовлетворительное - 2 Неудовлетворительное - 2 Аварийное - 1 |
Пыталовский район | Всего - 33 Осматривалось - 23 Удовлетворительное - 6 Неудовлетворительное - 10 Аварийное - 2 Руинированное - 5 |
Себежский район | Отсутствуют |
Струго-Красненский район | Всего - 21 Не осматривались |
Усвятский район | Всего - 1 Осматривалось - 1 Неудовлетворительное -1 |
Город Псков | Всего - 58 Осматривались - 27 Хорошее - 1 Удовлетворительное - 10 Неудовлетворительное - 8 Аварийное - 8 |
Город Великие Луки | Всего - 30 Осматривались - 12 Хорошее - 2 Удовлетворительное - 8 Неудовлетворительное - 1 Аварийное - 1 |
Таким образом, из 150 осмотренных объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, 116 объектов культурного наследия нуждаются в реставрации и консервации.
В целях сохранения объектов культурного наследия органами местного самоуправления могут разрабатываться муниципальные программы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
Такие программы разработаны и утверждены в городе Великие Луки.
Нормативные правовые акты, устанавливающие положения о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, разработаны и утверждены в 4 муниципальных образованиях - "Город Псков", "Город Великие Луки", "Пушкиногорский район", "Пустошкинский район".
Удовлетворительное и хорошее состояние объектов культурного наследия - воинских и братских захоронений поддерживается в рамках подпрограммы "Комплексные меры по содержанию и благоустройству воинских захоронений" Государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы".
Воинские и братские захоронения, отнесенные к объектам культурного наследия, в трехлетний период будут приведены в хорошее состояние.
Меры, которые позволят улучшить состояние объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности:
1. создание правовых основ системы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также деятельности органов местного самоуправления в данной области;
2. разработка и утверждение муниципальных программ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;
3. разработка муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих другие источники финансирования, в частности, поощряющих арендаторов памятников, находящихся в муниципальной собственности, вложивших свои средства в их восстановление и реставрацию.