Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и др.) различных зданий в населенных пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг.
По состоянию на конец 2013 года на территории области действовало 448 источников теплоснабжения, находящихся на балансе организаций, отпускающих теплоэнергию населению или бюджетофинансируемым организациям (102,1% к числу источников теплоснабжения по состоянию на конец 2012 года). Из общего числа источников теплоснабжения на конец года, работающие на твердом топливе - 304 единицы (на конец 2012 года - 293), на жидком топливе - 19 (на конец 2012 года - 19), на газообразном топливе - 116 (на конец 2012 года - 113). Суммарная мощность источников теплоснабжения на конец 2013 года составила 2431,1 Гкал/час (99,9% к суммарной мощности источников теплоснабжения на конец 2012 года).
Производство тепловой энергии всего по области за 2013 год составило 3056634,2 Гкал, что ниже предыдущего года на 5,7%. В 2013 году со стороны было получено тепловой энергии 125383,2 Гкал против 153706,3 Гкал в 2012 году. Отпущено тепловой энергии своим потребителям, всего - 2650597,8 Гкал (93,6% к отпуску теплоэнергии в 2012 году).
По состоянию на конец 2013 года на территории области действовало водопроводов и отдельных водопроводных сетей, отпускающих воду населению или бюджетофинансируемым организациям, - 621 (95,5% к числу водопроводов и отдельных водопроводных сетей по состоянию на конец 2012 года). Установленная производственная мощность водопроводов на конец 2013 года составила 380,1 тыс. куб. м в сутки (116% производственной мощности водопроводов на конец 2012 года).
Очистные сооружения в области работают со сверхнормативной нагрузкой, очистку прошло 75,3% поданной в сеть воды (в 2012 году - 78,3%). Отсутствуют очистные сооружения в 15 районах области.
По состоянию на конец 2013 года на территории области действовало 160 канализаций и отдельных канализационных сетей (97,6% к числу канализаций и отдельных канализационных сетей по состоянию на конец 2012 года), осуществляющих централизованный отвод сточных вод от населения и бюджетофинансируемых организаций.
Число канализационных насосных станций на конец 2013 года составило 164 единицы (97% к числу канализационных насосных станций по состоянию на конец 2012 года), установочная производственная мощность которых - 1159,6 тыс. куб. м в сутки (102,8% к установочной производственной мощности по состоянию на конец 2012 года).
Доходы организаций от реализации жилищно-коммунальных услуг потребителям в 2013 году составили 9861,7 млн. рублей, расходы - 10636,5 млн. рублей.
Финансовый результат деятельности организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, - 774,8 млн. рублей (убыток).
В муниципальных образованиях по-прежнему актуальны проблемы, связанные с высоким уровнем износа инфраструктурных сетей жилищно-коммунального комплекса и вследствие этого значительными потерями ресурсов, с низким качеством работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими, со слабым развитием внутриотраслевой конкуренции, системными долгами предприятий жилищно-коммунального комплекса, их функционированием по экономически необоснованным тарифам.
Для повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и улучшения общей ситуации в отрасли органам местного самоуправления рекомендуется:
своевременно и качественно выполнять работы по содержанию и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, в соответствии с графиком проводить их подготовку к отопительному сезону;
постоянно проводить работу по контролю за финансовым состоянием предприятий жилищно-коммунального хозяйства, не допускать их банкротства;
создавать условия для развития инициативы собственников жилья, просвещать граждан в вопросах управления своими домами;
формировать конкурентную среду в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации;
продолжать устанавливать экономически обоснованные тарифы для всех групп потребителей.
Большинство муниципальных образований (кроме Бежаницкого, Новосокольнического, Псковского, Пустошкинского районов) активно привлекают в обслуживании многоквартирных домов частные организации, внедряют механизмы государственно-частного партнерства. Так, доля частных организаций, использующих имущество коммунального комплекса на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, в среднем по области составляет 70%.
В большинстве муниципальных районов и в городских округах области проводится работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Основная проблема - отсутствие денежных средств в местных бюджетах на осуществление государственного кадастрового учета.
В семи муниципальных районах области доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 100%. Низкие показатели в Псковском (1,7%, в 2012 году - 0%), Гдовском (5,1%, в 2012 году - 5,1%), Опочецком (18%, в 2012 году - 0%) районах.
Значения по показателю "Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условии в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях" обусловлено участием муниципальных образований в соответствующих целевых программах.
Одним из основных сдерживающих факторов, препятствующих увеличению количества предоставляемого гражданам нового жилищного фонда, является утвержденная низкая стоимость 1 кв. м приобретаемой общей площади жилых помещений, которая не соответствует реальной стоимости, а также малый объем выставляемых на продажу застройщиками жилых помещений.