Недействующий

О внесении изменений в Государственную программу Псковской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 годы"

Подпрограмма N 4
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2014-2020 годы" Государственной программы Псковской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 годы"


Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2014-2020 годы"

Ответственный исполнитель подпрограммы

Управление специальных программ Администрации области

Участники подпрограммы

Управление внутренней политики Администрации области;
Государственный комитет Псковской области по молодежной политике;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственное управление по информационной политике и связям с общественностью Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения;
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации области;
УФСКН России по Псковской области;
УФСБ России по Псковской области;
УМВД России по Псковской области;
УФСИН России по Псковской области;
Псковская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
Себежская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
Пограничное управление ФСБ России по Псковской области;
Военный комиссариат Псковской области;
Псковский линейный отдел МВД России на транспорте;
Линейный отдел МВД России на станции Великие Луки;
государственное бюджетное учреждение Псковской области "Наркологический диспансер Псковской области" (далее - ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области");
государственное бюджетное учреждение Псковской области "Центр медицинской профилактики" (далее - ГБУЗ ПО "Центр медицинской профилактики");
государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области "Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Призма" (далее - ГБОУ ПО "Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Призма");
государственное предприятие Псковской области "Центр детского отдыха и оздоровления" (далее - ГП ПО "ЦДОО")

Цели подпрограммы

1. Создание эффективной межведомственной системы противодействия незаконному обороту наркотиков и сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Псковской области, а также связанных с ними преступности и правонарушений;
2. создание положительной информационной и культурной тенденции по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинароктического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе;
3. сокращение спроса на наркотики и улучшение криминогенной обстановки путем создания регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков

Задачи подпрограммы

1. Совершенствование нормативной правовой базы Псковской области в сфере профилактики наркомании.
2. Совершенствование деятельности в сферах раннего выявления, консультирования, лечения, медико-психологической и социально-трудовой реабилитации наркозависимых.
3. Проведение активной антинаркотической пропаганды.
4. Обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области профилактики и лечения наркомании.
5. Формирование у подростков и молодежи культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, создание условий для участия граждан в волонтерском молодежной антинаркотическом движении.
6. Совершенствование материально-технической базы учреждений профилактики наркомании

Целевые индикаторы

1. Доля издаваемых нормативных правовых актов Псковской области в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, соответствующих законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, по отношению к принятым нормативным правовым Псковской области в сфере незаконного оборота наркотиков.
2. Доля больных наркоманией, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных наркоманией, состоящих на учете (в процентах).
3. Количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, поставленных на профилактический учет в наркологических диспансерах и кабинетах области.
4. Количество лиц, прошедших курс комплексной реабилитации и ресоциализации.
5. Количество изготовленных информационных материалов антинаркотической направленности.
6. Количество специалистов, реализующих программы профилактики наркомании, прошедших курсы повышения профессионального уровня.
7. Доля учащихся (несовершеннолетних и молодежи) образовательных учреждений всех типов, вовлеченных в дополнительные систематические занятия по развитию и воспитанию (спорт, творчество и т.д.), по отношению к общей численности указанной категории населения (в процентах)

Этапы и сроки реализации подпрограммы

2014-2020 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 15950 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе по годам:
2014 г. - 3965 тыс. рублей;
2015 г. - 3965 тыс. рублей;
2016 г. - 8020 тыс. рублей;
2017-2020 гг. - объем финансовых средств будет определен после завершения реализации мероприятий, запланированных на 2014-2016 годы

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы создаст объективные условия для:
увеличения доли больных наркоманией, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных наркоманией, состоящих на учете;
снижения доступности наркотиков для незаконного потребления;
приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;
увеличения доли несовершеннолетних и молодежи (до 30 лет), охваченных профилактическими антинаркотическими мероприятиями;
увеличения количества специалистов, реализующих программы профилактики наркомании, прошедших курсы повышения профессионального уровня;
усовершенствования нормативного правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в соответствии с Федеральным законом от 08 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
усовершенствования системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
формирования у подростков и молодежи культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению психоактивных веществ;
создания условий для участия граждан в антинаркотической деятельности, поддержки волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;
укрепления материально-технической базы органов, осуществляющих деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
изготовления и распространения с использованием средств массовой информации социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотическому воспитанию населения, разработки методических рекомендаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

     

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Особенностью геополитического расположения Псковской области является то, что это единственный субъект Российской Федерации, который граничит сразу с тремя иностранными государствами и находится в территориальной близости от Санкт-Петербурга и Москвы. Через область проходят транспортные магистрали международного и федерального значения, связывающие Российскую Федерацию со странами Балтии и Белоруссией. Более 10% грузовых потоков России проходит через территорию Псковской области. Развитая транспортная инфраструктура создает возможности для контрабанды и транзита наркотиков.

Миграционные процессы, детерминированные старением коренного населения и сложной экономической ситуацией, вынуждающей экономически активную часть населения к экономической миграции (в т.ч. сезонной) на территории других субъектов Российской Федерации и в зарубежные страны, потенциально способствуют привнесению на территорию региона практики наркопотребления, ранее не характерного для него.

Наличие на территории региона мест лишения свободы, где среди прочих заключенных содержатся лица, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, потенциально способны привести к ухудшению региональной наркоситуации.

Климатические условия в целом не способствуют ухудшению наркоситуации по причине неприспособленности местных условий для возделывания и культивирования растений, используемых для производства наркотических препаратов.

Незаконный рынок сбыта наркотических средств на территории Псковской области формируется под влиянием неблагополучной социально-экономической и демографической ситуации в регионе. Область значительно отстает по уровню экономического развития и уровню доходов на душу населения от других регионов северо-запада, входя в число наиболее проблемных субъектов Российской Федерации, что с учетом цен на наркотические средства, с одной стороны, сдерживает распространение наркомании. Вместе с тем бедность, как основная социальная проблема региона, способствует увеличению доли граждан, склонных к девиантному поведению (особенно и в первую очередь - среди несовершеннолетних и молодежи).

На 1 января 2013 года в ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области" зарегистрировано 774 больных наркоманией, из них 75,19% составляют потребители опиоидов (в основном, героин); 7,75% - каннабиоидов; 8,27% - психостимуляторов; 8,79% - больные полинаркоманией; потребителей кокаина, дезоморфина не зарегистрировано. Несовершеннолетних с диагнозом "наркомания" на учете не состоит (в 2011 году на учете состояло 2 несовершеннолетних). Не зарегистрированы наркопотребители в 13 районах области (Бежаницкий, Дедовичский, Красногородский, Куньинский, Локнянский, Невельский, Порховский, Пустошкинский, Пушкиногорский, Пыталовский, Себежский, Струго-Красненский, Усвятский).

По данным ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области" в 2012 году отмечался рост показателя первичной заболеваемости наркоманией с 8,5 до 11,7 на 100 тыс. населения (по РФ - 17,5). Следует отметить, что увеличение данного показателя свидетельствует, в первую очередь, об активизации работы по постановке на медицинский учет выявляемых УФСКН России по Псковской области совместно с УМВД России по Псковской области наркопотребителей из числа лиц, совершавших в 2012 году административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.

Кроме больных наркоманией сформирована группа потребителей наркотиков с риском развития наркозависимости без установленного диагноза. Их количество на 01 января 2013 года составило 611 человек, из них 48 несовершеннолетних, с которыми ведется лечебно-профилактическая работа по предупреждению развития заболевания.

За 2012 год на территории Псковской области было зафиксировано 8 случаев смертельных отравлений наркотическими средствами (опиоиды) и 1 случай смертельного отравления психотропными веществами (амфетамин). По сравнению с показателями 2011 года уровень смертности от употребления наркотиков снизился на 40%.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает тот факт, что в 2012 году из числа умерших от употребления наркотиков никто на учете в ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области" не состоял.

На состояние наркоситуации в области положительное влияние оказали меры по урегулированию легальной реализации кодеинсодержащих лекарственных препаратов, а также вещества "карфентанил".

Таким образом, наркотизация населения по области характеризуется относительно невысоким уровнем, поддается анализу и в целом контролируема. На общем положительном фоне наиболее тревожным показателем является уровень латентного наркопотребления. В 2012 году количество выявляемых наркопотребителей в результате усилий правоохранительных органов существенно выросло (зарегистрировано 850 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, поставлено на учет 74 наркопотребителя (в 2011 г. - 57).

В рамках реализации подпрограммы предполагается обеспечить:

реализацию государственной антинаркотической политики;

качественную профилактическую деятельность, направленную на ограничение доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам;

повышение качества лечения и реабилитационной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах по причине употребления наркотиков;

организацию межведомственного взаимодействия и формирования информационного и культурного мировоззрения у детей, подростков, молодежи и взрослого населения области;

дальнейшее совершенствование взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций Псковской области в сфере профилактики и противодействия незаконному обороту наркотиков;

совершенствование оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Необходимость применения программно-целевого метода для решения обозначенных проблем будет способствовать комплексному сдерживанию роста наркопреступности и немедицинского потребления наркотиков, в том числе за счет совершенствования нормативной правовой базы, организации мероприятий по профилактике наркомании, повышения профессионального уровня специалистов системы профилактики, позволит реализовать скоординированные мероприятия по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, с учетом реальных возможностей областного бюджета.

2. Приоритеты государственной политики области в сфере реализации подпрограммы, описание целей, задач подпрограммы, целевые индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы


Необходимость разработки и реализации подпрограммы вызвана сохраняющейся в настоящее время масштабностью и угрозой распространения наркомании в Российской Федерации. Уводя трудовые, природные и финансовые ресурсы от созидательных процессов, наркомания калечит здоровье людей, подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует социально-экономическую нестабильность в обществе и тем самым выступает одной из основных угроз безопасности России и ее человеческому потенциалу.

Основными приоритетами государственной политики области в сфере незаконного оборота наркотиков является активная межведомственная борьба с предложением наркотиков и спросом на них, повышение уровня защищенности граждан от наркоугрозы.