Сохраняя преемственность региональной культурной политики последнего десятилетия, приоритеты развития культуры области ориентированы на дальнейшую последовательную модернизацию отрасли по всем направлениям творческой и культурной деятельности: музейному и библиотечному делу, профессиональному искусству, дополнительному и профессиональному художественному образованию, традиционной народной культуре (самодеятельному творчеству, ремеслам и народным промыслам), в т.ч. по созданию новых услуг в сфере событийного и культурно-познавательного туризма, модернизацию материально-технической базы и технического оснащения учреждений культуры и искусства области, обеспечение отрасли кадрами, владеющими высокопрофессиональными навыками и технологиями.
В области развития музейного дела.
В настоящее время на территории Псковской области по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области действует 19 музеев. Музейная сеть области включает 3 государственных музея: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск", Военно-исторический музей Псковской области, 1 музей федерального ведения: Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское"; 15 муниципальных музеев, из которых 7 являются структурными подразделениями культурно-досуговых объединений, центров, комплексов, а также библиотек. Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам является одним из приоритетов региональной культурной политики.
В области развития библиотечного дела.
В Псковской области на 01.01.2013 насчитывается 363 (с сельскими филиалами и структурными подразделениями в составе других учреждений культуры) публичных (общедоступных) библиотек Министерства культуры Российской Федерации, из них 3 - библиотеки уровня субъекта Российской Федерации: Псковская областная универсальная научная библиотека, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина, Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих.
Обеспечение укрепления единого культурного пространства региона, в том числе сохранение и развитие творческого потенциала области, поддержку традиционной народной культуры и профессионального искусства, развитие межрегиональных и международных культурных связей. Псковский областной центр народного творчества обеспечивает сохранение нематериального культурного наследия: фольклор, традиции обряды, технологии изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
За 2012 год сеть клубных учреждений сократилась на 25 единиц (22 - закрыты, 3 - оптимизированы) и составляет 408 учреждений клубного типа.
Сокращения сети культурно-досуговых учреждений связаны с процессами оптимизации бюджетного финансирования, введения новых форм культурно-досуговых учреждений, малочисленностью сельского населения и нецелесообразностью затрат на содержание учреждений, которые расположены в аварийных зданиях или не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Первая ступень системы профессионального образования в сфере культуры в области представлена 36 школами искусств и музыкальными школами. В настоящее время в этих школах проходят обучение 10300 человек. Ежегодно происходит увеличение контингента детских школ искусств, что подтверждает востребованность у населения дополнительного художественного образования. Включение предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства в образовательную программу детской школы искусств (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") повышает требования к образовательной деятельности детских школ искусств в части учебно-методического, а также материально-технического и информационного обеспечения.
Специалистов со средним специальным образованием по 18 специальностям и специализациям готовит ГБОУ СПО "Псковский областной колледж искусств им. Н.А.Римского-Корсакова", в котором обучается 272 человека. Обучение в колледже осуществляется по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения.
Важное место в сфере культуры Псковского области отведено профессиональному искусству. В настоящее время на территории области действуют: Псковский академический театр драмы им. А.С.Пушкина, Псковский областной театр кукол, Псковская областная филармония, симфонический оркестр в составе областной филармонии, муниципальное учреждение "Великолукский драматический театр". Творческий потенциал художественной интеллигенции реализуется через крупные областные, межрегиональные и российские проекты: Рождественские музыкальные вечера, Пушкинский театральный фестиваль, фестиваль русской музыки в Пскове и в музеях-усадьбах М.П.Мусоргского и Н.А.Римского-Корсакова, фестиваль народной музыки, посвященный памяти Б.С.Трояновского. Событийный календарь представлен и такими крупномасштабными проектами как Всероссийская масленица, Пушкинский праздник поэзии, Международный музыкальный фестиваль "Crescendo". Традиционными стали международные военно-исторические фестивали - реконструкции: "Ледовое побоище" на месте исторического сражения, "Исаборг" и "Железный град" в Изборске. Ежегодно проходят: уникальный международный этнокультурный фестиваль народа сето "Сетомаа. Семейные встречи" в музее-усадьбе сето в дер. Сигово; Международный фольклорный фестиваль "Словенские ключи"; не знающий аналога в России интерактивный музейно-театральный фестиваль "Затея сельской остроты" в музее-заповеднике А.С.Пушкина.
В области проводится большая работа по основным приоритетным направлениям развития культуры.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" принято постановление Администрации области от 07 декабря 2012 г. N 629 "О внесении изменений в Положение о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области", о повышении заработной платы работников культуры государственных бюджетных учреждений области. Постановлением предусмотрено установление или увеличение существующего размера персональных надбавок работникам культуры по различным профессиональным квалификационным группам в размере от 15 до 25 процентов, в том числе библиотечным и музейным работникам.
Вместе с тем, необходимо продолжить решение ряда проблем: укрепление материально-технической базы учреждений культуры, их технического переоснащение, повышение кадрового и творческого потенциала отрасли, активное внедрение информационных технологий на муниципальном уровне, дальнейшее формирование правовой базы в сфере культуры, оптимизация расходов на содержание сети учреждений культуры.
Систематическое недофинансирование культуры не позволяет перейти от практики сохранения культуры к практике устойчивого развития. Негативные последствия для сохранения и развития культуры, особенно муниципальной, имели процессы, связанные с выбыванием населения - как естественным, так и миграционным - оттоку молодежи, в том числе творческой. Низкая оплата труда, несоответствие уровня рабочих мест требованиям времени, отсутствие жилья не позволили закрепить молодых специалистов, что привело к старению работников сферы культуры. Существующие сегодня объемы финансирования региональной культурной политики не обеспечивают в полной мере решение накопившихся проблем: устаревшая материально-техническая база, слабое техническое оснащение учреждений культуры и искусства, низкий процент обеспеченности компьютерной техникой, особенно сельских учреждений культуры, почти полный износ музыкальных инструментов учреждений профессионального музыкального искусства, образования, дополнительного художественного образования детей в сфере культуры. Проблемы, связанные с недостаточным финансированием, приводят к снижению конкурентных возможностей государственных бюджетных учреждений культуры перед коммерческими. Особенно сложной становится проблема с учреждениями культуры на селе, которые чаще всего расположены в приспособленных помещениях, не соответствующих современным требованиям; в силу финансовой необеспеченности персоналом укомплектованы на 0,25 ставки. Это привело к разрыву в обеспеченности населения услугами организаций культуры между сельским и городским населением и не обеспечивает конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, на пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.