Недействующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы" (с изменениями на 28 апреля 2018 года)

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы


1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области


Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную многоуровневую систему. В современном мире культура обеспечивает духовное развитие, экономический рост и развитие институтов гражданского общества. За счет потенциала культуры и успешной координации социокультурной деятельности в обществе может быть достигнута стабильность и преемственность. Сферы культуры и туризма, обогащая социальную среду привлекательными событиями, улучшают и разнообразят жизнь, сохраняют коллективную память общества, влияют на интеллектуальное и эмоциональное развитие молодого поколения, способствуют профилактике девиантного поведения, внося свое опосредованное влияние на социокультурную жизнь общества. Культура и туризм являются привлекательными сферами для инвестиций и обладают инвестиционным потенциалом развития экономики каждого региона и страны в целом. Совокупность всех этих составляющих лежат в основе формирования культурной политики Псковской области. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной, театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, развитию туризма.

В соответствии с Законом области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области", постановлением Администрации области от 18 февраля 2010 г. N 43 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по культуре" государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера на территории Псковской области в сфере культуры и туризма осуществляет орган исполнительной власти области - Государственный комитет Псковской области по культуре. Государственный комитет Псковской области по культуре осуществляет формирование региональной культурной политики на среднесрочный период в сфере развития библиотечного, музейного, выставочного дела, театрально-концертной деятельности, сохранения и развития материального и нематериального культурного наследия, развития культурно-познавательного, экологического и др. туризма.

Основным инструментом управления в сфере культуры, искусства, культурного наследия и туризма стал программный метод сохранения и развития отрасли, который позволяет определять приоритеты в деятельности Государственного комитета Псковской области по культуре и учреждений культуры и искусства области. Программный метод управления позволил перейти от сохранения к стратегии развития отрасли. Всего на территории области реализовано пять областных дрлгосрочных целевых программ. Социально-экономическая стабильность последних лет, социально-ориентированная политика Администрации области позволила решать вопросы организационного, научно-методического и материально - технического развития отрасли на новом уровне. Этому способствуют и новые областные долгосрочные целевые программы "Культура Псковского региона в 2011-2015 годах", "Культурное наследие Псковской области (2011-2015 годы)", "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы".

Благодаря реализации мероприятий областной долгосрочной целевой программы "Культура Псковского региона в 2011-2015 годах" осуществлен комплекс мер по повышению уровня культурного обслуживания населения, созданию условий для реализации его творческого потенциала в сфере культуры и искусства, улучшению материально-технического состояния учреждений культуры и искусства области, созданию предпосылок для развития культурно-познавательного туризма, повышению профессионального уровня и квалификации работников культуры и искусства, обеспечению доступа к информации о культурной жизни региона через Интернет и печатную продукцию. Возросло число посетителей музеев, театрально-зрелищных и культурно-просветительных мероприятий. В результате реализации указанной программы по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области и государственного учета за 2012 год рост количества посещений музеев к предыдущему году составил 1,3 %, рост числа посещений библиотек к предыдущему году составил 1,2 %, рост числа посещений веб-сайтов библиотек с размещенными на них информационными ресурсами - библиографическими полнотекстовыми в удаленном режиме составил 447,3 тыс. единиц, рост количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в т.ч. гастрольных и фестивальных, составил 1000 человек, к предыдущему году - 2,7%, охват детского населения области образовательными услугами детских школ искусств к общему количеству детского населения области к предыдущему году составил 13,6%.

Реализация областной долгосрочной целевой программы "Культурное наследие Псковской области (2011-2015 годы) и проведение основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания Изборска, позволили провести значительные работы по сохранению объектов культурного наследия области. Впервые за последние 20 лет проведены работы по сохранению и приспособлению на 14 памятниках. За счет средств указанной программы проведены работы по определению границ 89 объектов культурного наследия, определен предмет охраны на 337 объектов, разработаны зоны охраны 16 объектов культурного наследия, сформированы пакеты документов для регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре.

В соответствии с областной долгосрочной целевой программой "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы" в г. Пскове в 2010 году был открыт информационный туристский центр, запущен туристский сайт www.tourism.pskov.ru. Туристский поток с 2009 года увеличился на 46300 человек и в 2012 году составил 324500 человек. В области увеличилось количество мероприятий событийного календаря. Разработаны и продвигаются бренды Псковской области: "Цветок льна", "Талабские острова", "Псковский мед". Разработано порядка 10 новых туристских буклетов Псковской области, а также презентационные диски и пакеты. Начата работа по реализации социального туризма для детей, оставшихся без попечения родителей, а также "старшего поколения" Псковской области. Разработаны и внедрены новые этнографические, сельские, экологические, культурно-познавательные туристские маршруты.

На территории области в 2011-2013 годах реализовывалась областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры по содержанию и благоустройству воинских захоронений на территории Псковской области на 2011-2013 годы". В рамках данной программы на территории области в 2011-2012 годах произведен капитальный ремонт, реконструкция, а также благоустройство 92 воинских захоронений на территории муниципальных образований Псковской области. Всего по итогам реализации мероприятий указанной программы запланировано приведение в надлежащее состояние 122 воинских захоронения.

Решение ряда проблем развития сферы культуры, туризма и сохранения культурного наследия области стало возможным и в силу привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Основным источником финансирования сферы культуры из федерального бюджета является федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)".

За 2011-2012 годы на проведение культурных акций и проектов в сфере культуры из федерального бюджета и внебюджетных источников получено 34240,0 тыс. руб.

Значительные средства из федерального бюджета привлекаются на работы по сохранению объектов культурного наследия федерального значения. Только в связи с подготовкой к 1150-летию Изборска из федерального бюджета выделено на реализацию государственных контрактов свыше 770,0 млн. руб. и в качестве субсидий - свыше 500,0 тыс. руб. Область принимает участие в реализации проекта Всемирного банка и Правительства Российской Федерации "Сохранение культурного наследия и его использование в России". Подписан государственный контракт на проектирование двух подпроектов "Покровская башня" и "Музейный квартал", общий объем финансирования которых составит 485,5 млн. руб. за счет средств банка и займа. Рассмотрены и рекомендованы к финансированию документы еще на два подпроекта "Варлаамовский угол" и "Двор Постникова".

С 2011 года в области реализуется укрупненный инвестиционный проект - туристско-рекреационный кластер "Псковский". Проект создания кластера включен в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы". В период с 2010 по 2012 год включительно в области значительно возросла инвестиционная активность в сфере туризма - объемы вложенных средств возросли практически в 10 раз. В 2010 году на развитие инфраструктуры туризма инвесторами было направлено 99 млн. руб., в 2012 году - 917 млн. руб. С 2010 года в Псковской области открылось порядка 10 новых коллективных средств размещения и 15 предприятий питания. По данным официальной статистики вместимость коллективных средств размещения с 2010 года увеличилась на 22% и сентябре 2012 года составила 7713 мест. Дальнейшая реализация проекта туристско-рекреационного кластера "Псковский" позволит увеличить объем инвестиций в инфраструктуру туризма до 1910 млн. руб. в 2014 году.

Несмотря на определенную положительную динамику в решении проблем развития культуры, туризма и сохранения культурного наследия области остается много проблем, решение которых требует значительного финансирования. В сфере культуры, особенно на муниципальном уровне, остается проблема устаревшей материально-технической базы, слабое техническое оснащение учреждений культуры, низкий процент обеспеченности компьютерной техникой, почти полный износ музыкальных инструментов учреждений дополнительного художественного образования детей в сфере культуры, а также учреждений профессионального музыкального искусства, средне-специального образования.

Псковская область характеризуется слабой развитостью информационной среды и недостаточным количеством объектов пространственной ориентации для туристов. В городе и в области отсутствуют дорожные указатели к основным объектам инфраструктуры, существует большая потребность в информационных щитах у объектов показа, требуется разработка мобильных приложений для устройств, работающих на базе Android, iOs и других платформах. Все вышеприведенные факторы имеют большое значение для создания комфортной среды для организованных туристских групп и индивидуальных туристов. Одной из существующих проблем, которой не уделяется внимание в области, является доступность туристских услуг для людей с ограниченными возможностями.

В сфере сохранения культурного наследия на сегодняшний день значительная часть объектов культурного наследия области находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии, в первую очередь, это касается объектов культурного наследия, находящихся в областной и муниципальной собственности. Требуется значительный комплекс мер по государственной охране объектов культурного наследия, в т.ч. определение границ объектов культурного наследия, определение их предмета охраны, разработка проектов зон охраны, сохранение исторических поселений области.

По данным государственного учета по состоянию на 01 января 2013 г. на территории Псковской области зарегистрировано 883 воинских захоронения. Находящиеся на них надгробия, памятники, стелы, обелиски, элементы ограждения и другие мемориальные сооружения были установлены в 50 - 60-е годы прошлого столетия. В настоящее время многие из них, выполненные из гипса, цемента, бетона, за период с момента сооружения обветшали, и находятся в аварийном или неудовлетворительном состоянии. Их внешний вид не соответствует значимости подвига павших. По сведениям муниципальных районов и городских округов области на 415 воинских захоронениях, памятниках и памятных знаках, увековечивающих память погибших при защите Отечества, необходимо проведение работ по ремонту (реконструкции), благоустройству территории (абзац в редакции постановления Администрации области от 20.12.2016 N 412).  

Учитывая активно развивающиеся процессы внутренней и внешней миграции, а также рост националистических настроений и прочих крайних радикальных проявлений, активизацию трансляции данных идей в сети Интернет, использование темы межнациональных и межрелигиозных отношений в политической риторике в целях дестабилизации общественно-политической ситуации, на региональном уровне возрастает актуальность совместной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в выработке и реализации системных мер, ориентированных на укрепление единства российской нации, общественное согласие, гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений.

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Псковской области проживают представители 103 национальностей.

Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Институт регионального развития" в 2013 году проведено социологическое исследование "Уровень межнациональной и межконфессиональной напряженности в Псковской области и ксенофобные установки населения".

Опрос проводился методом очного формализованного интервью по месту жительства респондента. Выборка - 2600 респондентов, ошибка измерения - ±2%.

По данным социологического исследования отмечается, что в настоящее время большинство населения области идентифицирует себя как русских (93,4%).

По данным замеров, проводившихся ежеквартально в 2013 году в ходе социологического мониторинга, лишь 2 - 3% населения фиксирует ущемление своих национальных прав и еще 4 - 6% населения указали на то, что имели место отдельные случаи ущемления прав людей их национальности.

В целом, ситуация в области характеризуется как стабильная. Количество иноэтничных иммигрантов невелико и локализуется лишь в городах Пскове и Великие Луки, Гдовском, Красногородском, Невельском, Печорском и Струго-Красненском районах.

Иностранные трудовые мигранты существенно не оказывают влияния на социально-политическую обстановку и на региональный и локальные рынки в Псковской области.

Межконфессиональной напряженности в ходе исследования выявлено не было. При этом отмечается, что выявленный высокий уровень фоновой ксенофобии (около 76%) может послужить препятствием для социально-экономического развития региона.

Стабильная межнациональная обстановка в приграничной области, которой является Псковская область, является важным элементом имиджа Российской Федерации на международном уровне.

Реализация Государственной программы позволит обеспечить источник финансирования по мероприятиям в сфере культуры, туризма, сохранения культурного наследия, благоустройства воинских захоронений и укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов на территории области и решить указанные проблемы.

2. Основные показатели Государственной программы