Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р;
Стратегия демографического развития Псковской области на период до 2015 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 10 февраля 2011 г. N 38-р;
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2013-2017 годы, утвержденная распоряжением Администрации области от 24 апреля 2013 г. N 94-р;
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в Псковской области, утвержденный распоряжением Администрации области от 23 апреля 2013 N 93-р.
Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие области. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее образование, профессиональная подготовка и среднее профессиональное образование) в области в значительной степени сегодня решены. Исключением остается общее образование в малокомплектных школах, дошкольное и дополнительное образование.
Поэтому приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности общего образования в малокомплектных школах, дошкольного и дополнительного образования как обязательного компонента общего образования в рамках ФГОС, а также возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования).
Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях, соответствующего требованиям ФГОС. Особое внимание здесь отводится формированию компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, в том числе, по владению умениями применять полученные знания на практике, духовно-нравственному, гражданскому и физическому воспитанию.
Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей, местную общественность. Поэтому следующим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг через вовлечение их в управление образовательным процессом.
Важнейшим приоритетом является обновление кадрового состава: привлечение в образовательные организации молодых специалистов, педагогов-мужчин, обновление профессиональных компетенций педагогических работников, повышение заработной платы, введение новой системы аттестации и эффективного контракта в системе образования.
Вместе с тем, на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным планам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах Государственной программы.
Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования по реализации указанных приоритетов.
Наряду с перечисленными приоритетами при формировании основных мероприятий Государственной программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Необходимость решения социально-значимых проблем в сфере отдыха и оздоровления детей продиктована требованиями законодательства Российской Федерации, устанавливающего детям гарантии по обеспечению отдыха и оздоровления, в том числе требованиями Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года политика органов государственной власти области также направлена на сохранение социальной стабильности, надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан.
Реализация Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года в социальной сфере предполагает приоритетное внимание к работе учреждений социальной сферы, профилактике заболеваний, пропаганде и обеспечении здорового образа жизни, охране детского и материнского здоровья.
Актуальные направления Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года - здравоохранение и укрепление здоровья населения, социальная защита граждан, семьи и детства также совпадают с целями и задачами Государственной программы.
Приоритеты государственной молодежной политики в сфере реализации Государственной программы определены в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года и с Законом области от 09 декабря 2011 г. N 1117-ОЗ "О государственной молодежной политике в Псковской области".
Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития области.
Реализация государственной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;