Паспорт | |
Ответственный исполнитель подпрограммы | Управление специальных программ Администрации области |
Участники подпрограммы | Управление внутренней политики Администрации области; Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области Государственный комитет Псковской области по культуре; |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 06.10.16 постановлением Администрации области от 04.10.2016 N 314) | |
Цели подпрограммы | 1. Создание эффективной межведомственной системы противодействия незаконному обороту наркотиков и сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Псковской области, а также связанных с ними преступности и правонарушений; |
Задачи подпрограммы | 1. Совершенствование нормативной правовой базы Псковской области в сфере профилактики наркомании. |
Целевые индикаторы | 1. Доля издаваемых нормативных правовых актов Псковской области в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, соответствующих законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, по отношению к принятым нормативным правовым Псковской области в сфере незаконного оборота наркотиков. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | 2014-2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 14013 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе по годам: |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 06.10.16 постановлением Администрации области от 04.10.2016 N 314) | |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Реализация подпрограммы создаст объективные условия для: |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Особенностью геополитического расположения Псковской области является то, что это единственный субъект Российской Федерации, который граничит сразу с тремя иностранными государствами и находится в территориальной близости от Санкт-Петербурга и Москвы. Через область проходят транспортные магистрали международного и федерального значения, связывающие Российскую Федерацию со странами Балтии и Белоруссией. Более 10% грузовых потоков России проходит через территорию Псковской области. Развитая транспортная инфраструктура создает возможности для контрабанды и транзита наркотиков.
Миграционные процессы, детерминированные старением коренного населения и сложной экономической ситуацией, вынуждающей экономически активную часть населения к экономической миграции (в т.ч. сезонной) на территории других субъектов Российской Федерации и в зарубежные страны, потенциально способствуют привнесению на территорию региона практики наркопотребления, ранее не характерного для него.
Наличие на территории региона мест лишения свободы, где среди прочих заключенных содержатся лица, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, потенциально способны привести к ухудшению региональной наркоситуации.
Климатические условия в целом не способствуют ухудшению наркоситуации по причине неприспособленности местных условий для возделывания и культивирования растений, используемых для производства наркотических препаратов.
Незаконный рынок сбыта наркотических средств на территории Псковской области формируется под влиянием неблагополучной социально-экономической и демографической ситуации в регионе. Область значительно отстает по уровню экономического развития и уровню доходов на душу населения от других регионов северо-запада, входя в число наиболее проблемных субъектов Российской Федерации, что с учетом цен на наркотические средства, с одной стороны, сдерживает распространение наркомании. Вместе с тем бедность, как основная социальная проблема региона, способствует увеличению доли граждан, склонных к девиантному поведению (особенно и в первую очередь - среди несовершеннолетних и молодежи).
На 1 января 2013 года в ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области" зарегистрировано 774 больных наркоманией, из них 75,19% составляют потребители опиоидов (в основном, героин); 7,75% - каннабиоидов; 8,27% - психостимуляторов; 8,79% - больные полинаркоманией; потребителей кокаина, дезоморфина не зарегистрировано. Несовершеннолетних с диагнозом "наркомания" на учете не состоит (в 2011 году на учете состояло 2 несовершеннолетних). Не зарегистрированы наркопотребители в 13 районах области (Бежаницкий, Дедовичский, Красногородский, Куньинский, Локнянский, Невельский, Порховский, Пустошкинский, Пушкиногорский, Пыталовский, Себежский, Струго-Красненский, Усвятский).
По данным ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области" в 2012 году отмечался рост показателя первичной заболеваемости наркоманией с 8,5 до 11,7 на 100 тыс. населения (по РФ - 17,5). Следует отметить, что увеличение данного показателя свидетельствует, в первую очередь, об активизации работы по постановке на медицинский учет выявляемых УФСКН России по Псковской области совместно с УМВД России по Псковской области наркопотребителей из числа лиц, совершавших в 2012 году административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.
Кроме больных наркоманией сформирована группа потребителей наркотиков с риском развития наркозависимости без установленного диагноза. Их количество на 01 января 2013 года составило 611 человек, из них 48 несовершеннолетних, с которыми ведется лечебно-профилактическая работа по предупреждению развития заболевания.
За 2012 год на территории Псковской области было зафиксировано 8 случаев смертельных отравлений наркотическими средствами (опиоиды) и 1 случай смертельного отравления психотропными веществами (амфетамин). По сравнению с показателями 2011 года уровень смертности от употребления наркотиков снизился на 40%.
Вместе с тем, особого внимания заслуживает тот факт, что в 2012 году из числа умерших от употребления наркотиков никто на учете в ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области" не состоял.
На состояние наркоситуации в области положительное влияние оказали меры по урегулированию легальной реализации кодеинсодержащих лекарственных препаратов, а также вещества "карфентанил".
Таким образом, наркотизация населения по области характеризуется относительно невысоким уровнем, поддается анализу и в целом контролируема. На общем положительном фоне наиболее тревожным показателем является уровень латентного наркопотребления. В 2012 году количество выявляемых наркопотребителей в результате усилий правоохранительных органов существенно выросло (зарегистрировано 850 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, поставлено на учет 74 наркопотребителя (в 2011 г. - 57).
В рамках реализации подпрограммы предполагается обеспечить:
реализацию государственной антинаркотической политики;
качественную профилактическую деятельность, направленную на ограничение доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам;
повышение качества лечения и реабилитационной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах по причине употребления наркотиков;
организацию межведомственного взаимодействия и формирования информационного и культурного мировоззрения у детей, подростков, молодежи и взрослого населения области;
дальнейшее совершенствование взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций Псковской области в сфере профилактики и противодействия незаконному обороту наркотиков;
совершенствование оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Необходимость применения программно-целевого метода для решения обозначенных проблем будет способствовать комплексному сдерживанию роста наркопреступности и немедицинского потребления наркотиков, в том числе за счет совершенствования нормативной правовой базы, организации мероприятий по профилактике наркомании, повышения профессионального уровня специалистов системы профилактики, позволит реализовать скоординированные мероприятия по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, с учетом реальных возможностей областного бюджета.
2. Приоритеты государственной политики области в сфере реализации подпрограммы, описание целей, задач подпрограммы, целевые индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Необходимость разработки и реализации подпрограммы вызвана сохраняющейся в настоящее время масштабностью и угрозой распространения наркомании в Российской Федерации. Уводя трудовые, природные и финансовые ресурсы от созидательных процессов, наркомания калечит здоровье людей, подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует социально-экономическую нестабильность в обществе и тем самым выступает одной из основных угроз безопасности России и ее человеческому потенциалу.
Основными приоритетами государственной политики области в сфере незаконного оборота наркотиков является активная межведомственная борьба с предложением наркотиков и спросом на них, повышение уровня защищенности граждан от наркоугрозы.