Недействующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса на 2014-2020 годы" (с изменениями на 11 августа 2017 года)

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы


1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития рыбопромышленного комплекса


Состояние и тенденции развития рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества за право использования водных биологических ресурсов, а также за рынки сбыта рыбопродукции. Кроме того рыбное хозяйство должно рассматриваться как компонент стратегического значения, обеспечивающий продовольственную безопасность, заселенность и социально-экономическое развитие территорий.

Оценивая значение рыбохозяйственного комплекса в современной экономике, необходимо отметить, что отрасль, пережившая в конце прошлого и начале текущего столетия кризисный период, на протяжении последних лет демонстрирует стабильную положительную динамику, наращивая объемы добычи водных биоресурсов и производства рыбной продукции.

Современная промысловая база рыбодобывающих предприятий включает рыбопромысловые и маломерные суда, орудия лова. Вместе с тем, все используемые в настоящее время рыбодобывающими предприятиями Псковской области орудия лова и суда устарели.

В Псковско-Чудском озере на промысле действуют предприятия малого и среднего бизнеса, у которых имеются все основные проблемы, характерные для предприятий этого типа в других отраслях экономики (трудность доступа к кредитным ресурсам; дороговизна материально-технических средств; отток квалифицированных кадров из рыбохозяйственной сферы).

Дефицит оборотных средств, а также средств для обновления устаревших высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и орудий лова, также является проблемой, сдерживающей развитие рыболовства. Требует модернизации и оборудование рыбоперерабатывающих предприятий.

Уловы Российской Федерации в Псковском, Чудском и Теплом озерах в 2009 г. были самыми низкими за последние несколько лет и освоение квот составило для Псковского и Чудского озер соответственно 43,6 и 54 %. В то же время, освоение квот Эстонии в 2009 г., где рыбное хозяйство получает существенную поддержку Евросоюза, составляет только на Чудском и Теплом озерах более 80 % национальной квоты.

В последующие годы наметилась тенденция к росту освоения запасов водных биоресурсов и по данным официальной промысловой статистики на 01 января 2013 г. вылов рыбы в Псковско-Чудском озере в территориальных водах России составил 3552 тонны (в том числе в Псковском озере - 941,2 тонны и в Чудском и Теплом озерах - 2610,8 тонны). Освоение квот в 2012 году, таким образом, составило для Псковского и Чудского озер соответственно 66,5 и 70,9 %

Отдельной проблемой является слабая оборудованность рыбоприемных пунктов, отсутствие возможности сортировать, упаковывать в тару, а также замораживать улов непосредственно на месте выгрузки, что приводит к большим потерям при транспортировке рыбы. Выбраковка составляет от 25 - 30 %. Для того, чтобы снизить эти потери и обеспечить водным биоресурсам сохранение товарного вида, необходимо строительство современных пунктов приема уловов.

В таких условиях наблюдается отток кадров из отрасли, особенно молодежи. Общий уровень квалификации рыбаков снижается, отрасль вырабатывает оставшийся от предыдущих лет кадровый потенциал.

На фоне растущего вылова водных биоресурсов происходит активный процесс по импортозамещению. Объем импорта в Россию рыбопродуктов за последние 5 лет сократился на 16,6 %. Растущее потребление рыбы обеспечивается преимущественно отечественной продукцией.

Благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса и на фоне значительного снижения импорта мороженой рыбы и рыбного филе доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке на 2011 год, по предварительным экспертным оценкам составила порядка 78 % (в 2010 году - 77,5 %) и еще более приблизилась к значению, определенному Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (не менее 80 %).

По экспертным данным потребление рыбы и рыбопродуктов с учетом обследования домашних хозяйств за 2011 год составило 22,0 кг на душу населения.

Согласно данным Росстата в декабре 2011 года индекс потребительских цен на рыбу и морепродукты составил по отношению к декабрю 2010 года 110,3 %.

Общему росту цен на рыбу на отечественном рыбном рынке способствует рост цен на импортную рыбную продукцию.

Большой проблемой остается вопрос охраны водных биоресурсов и среды их обитания. Учитывая, что на территории области находится более 3500 тысяч озер количество инспекторов рыбоохраны, непосредственно осуществляющих полномочия по контролю и надзору в сфере водных биоресурсов на водоемах области, катастрофически недостаточно. За последние три года численность Псковского отдела контроля, надзора и рыбоохраны составляла около 20 человек, что недостаточно для эффективного выполнения возложенных на них задач. Кроме того, данная ситуация усугубилась периодическими кадровыми изменениями и крайне низким материально-техническим обеспечением отдела.

Все указанные причины привели к тому, что в настоящее время требуется комплексное решение по улучшению экологического состояния среды обитания водных биоресурсов, в первую очередь, это касается изъятию из водоемов брошенных браконьерских орудий лова и стабилизация ихтиоценозов естественных водоемов путем регулирования численности хищных видов рыб.

Частично данные проблемы решались в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" и ведомственной целевой программы "Охрана водных биоресурсов и среды их обитания в 2011-2013 годах".

При реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" выполнялся ряд мероприятий по содействию обновлению морально и физически устаревшего рыбопромыслового флота, содействию обновлению используемых орудий лова, оснащению системами позиционирования.

В рамках решения данных проблем в соответствии с указанной областной долгосрочной целевой программой Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований рыбодобывающим организациям были предоставлены субсидии за период 2011-2012 годов по следующим мероприятиям:

1. Содействие обновлению морально и физически устаревшего рыбопромыслового флота. Фактические расходы из областного бюджета составили 176,8 тыс. руб. В рамках данного мероприятия из областного бюджета субсидии были предоставлены Администрации Гдовского района и Администрации города Пскова. За предоставлением субсидии на компенсацию расходов по обновлению используемых орудий лова в администрации обратились 3 организации, которыми было приобретено 7 рыболовецких лодок, 1 маломерное рыбопромысловое судно, 3 мотора, 1 двигатель для модернизации рыбопромыслового судна.

2. Содействие обновлению используемых орудий лова. Фактические расходы из областного бюджета составили 830,7 тыс. руб. В рамках данного мероприятия из областного бюджета субсидии были предоставлены Администрации Гдовского района и Администрации города Пскова. За предоставлением субсидии на компенсацию расходов по обновлению используемых орудий лова обратилось 5 организаций, которые приобрели 21 новое орудие лова - закол.

3. Оснащение системами позиционирования. Фактические расходы из областного бюджета составили 227,9 тыс. руб. В рамках данного мероприятия из областного бюджета субсидии были предоставлены Администрации Гдовского района, Администрации Печорского района и Администрации города Пскова. За предоставлением субсидии на компенсацию расходов по оснащению судов системами электронного позиционирования и слежения в администрации обратились 10 организаций, которыми было установлено 23 системы.

В целом меры по реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Псковской области на 2011-2015 годы" следует признать достаточно эффективными, однако, следует учитывать недостаточное использование средств, предусмотренных по отдельным мероприятиям, в связи с низкой финансовой обеспеченностью и отсутствием у рыбохозяйственных предприятий залоговых средств для оформления кредитов.

При реализации ведомственной целевой программы "Охрана водных биоресурсов и среды их обитания в Псковской области на 2011 - 2013 годы" выполнялись мероприятия: по сохранению и восстановлению численности крупных хищников в водоемах области, по оценке эффективности мероприятий по сохранению и восстановлению численности крупных хищников на водоемах области, по очистке водоемов от брошенных орудий лова.

Объемы финансирования данных мероприятий за 2011- 2012 годы составили:

1. Сохранение и восстановление численности крупных хищников в водоемах области. Фактические расходы составили 490 тыс. руб., из них областной бюджет - 299,6 тыс. руб., федеральный бюджет - 190,4 тыс. руб.

Было проведено зарыбление 17 озер Псковской области личинкой щуки. В озера было выпущено 800 тысяч личинок. Выполнение данного мероприятия способствовало увеличению численности крупных хищников в зарыбляемых водоемах, что впоследствии окажет непосредственное влияние на запасы массовых мелкочастиковых и тугорослых видов водных биоресурсов и последующему повышению рыбохозяйственной ценности водоемов области и их привлекательности для промысловиков и рыболовов-любителей, созданию качественной сырьевой базы для развития спортивно-любительского рыболовства.

2. Оценка эффективности мероприятий по сохранению и восстановлению численности крупных хищников на водоемах области. Фактические расходы составили 120,0 тыс. руб., из них областной бюджет - 120,0 тыс. руб.