Физическая культура и спорт является составной частью социально-экономического развития Псковской области.
Органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере физической культуры и спорта на территории области, является Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту (далее - Комитет). В своей работе по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта Комитет взаимодействует с 26 муниципальными органами исполнительной власти, общественными организациями (федерациями по видам спорта), учреждениями и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере физической культуры и спорта.
В муниципальных образованиях области созданы и работают 29 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них: 1 - СДЮШОР, 23 - ДЮСШ, 5 - различных спортивных клубов и центров. Также в области работают три государственных учреждения дополнительного образования детей: ГБОУ ДОД "Детско-юношеский центр спортивной подготовки", ГБОУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Мишутка", ГБОУ ДОД "Центр подготовки спортсменов по лыжным гонкам и биатлону". В 32 учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности обучаются 18846 детей, что составляет 33,06 % от общей численности учащихся в общеобразовательных школах.
С 2009 года в области действовали областные долгосрочные целевые программы "Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009-2011 годы" и "Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2012-2015 годы", в рамках которых осуществлялись мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, в том числе на развитие их материально-технической базы. С 2009 по 2012 год в рамках указанных программ построено 10 универсальных спортивных площадок, построено и реконструировано 6 стадионов, осуществлена реконструкция СДЮШОР по плаванию "Барс", построен бассейн Псковского государственного университета, построена ледовая арена в дер. Борисовичи Псковского района.
На развитие инфраструктуры отрасли помимо средств областного бюджета были привлечены средства местных бюджетов, федерального бюджета и внебюджетные средства. Строительство и реконструкция ряда спортивных объектов осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", в рамках социальных программ партии "Единая Россия" и ОАО "Газпром". Строительство бассейна Псковского государственного университета осуществлялось в рамках государственного и частного партнерства. На строительство бассейна были привлечены средства федерального и областного бюджетов, а также средства Псковского государственного университета.
Показателем достижения социально-экономической эффекта деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения, характеризуемый численностью граждан, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе, а также ее долей в общей структуре населения. В последние годы физкультурно-спортивная активность населения области возрастает. На конец 2012 года численность населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, составила 115,3 тыс. человек, или 17,4% от общей численности населения. Динамика показателя доли населения, занимающегося физической культурой и спортом в области (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1ФК), представлена в таблице 1.
Таблица 1
| |||
Наименование показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Численность населения области, занимающегося физической культурой и спортом, человек | 93528 | 102690 | 115300 |
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Псковской области, % | 13,9 | 15,4 | 17,4 |
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений. Созданная в Псковской области система спортивных сооружений состоит сегодня из 1212 объектов. Исходя из нормативной потребности, обеспеченность основными типами сооружений составляет: спортивными залами - 60,1 % от нормы, плоскостными сооружениями - 24,7 %, плавательными бассейнами - 4,5 %. Динамика показателя обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности спортивных сооружений области (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1ФК) представлена в таблице 2.
Таблица 2
| |||
Наименование показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
обеспеченность населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности спортивных сооружений области, % | 40,6 | 38,1 | 38,9 |
Основные показатели, влияющие на развитие физической культуры и спорта в Псковской области, - это наличие спортивной базы, кадров, финансовых ресурсов и, как результат эффективности их совокупного использования - численность занимающихся физической культурой и спортом в области, а также результаты спортсменов области на всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Основные показатели физической культуры и спорта за 2012 год в сравнении с Северо-Западным федеральным округом и в целом по Российской Федерации представлены (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1ФК) в таблице 3.
Таблица 3
| ||||
Наименование показателя | Единица | 2012 год | ||
измерения | по Псковской области | по СЗФО | по РФ | |
Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом от общей численности населения | процентов | 17,4 | 20,2 | 22,5 |
Численность физкультурно-спортивных кадров | человек | 1328 | 32018 | 330728 |
Обеспеченность населения спортивными сооружениями | процентов от нормативного показателя | 38,9 | 21,1 | 25,1 |
Обеспеченность спортивными залами | процентов от нормативного показателя | 60,1 | 50,9 | 55,5 |
Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями | процентов от нормативного показателя | 24,7 | 17,4 | 26,7 |
Обеспеченность плавательными бассейнами | процентов от нормативного показателя | 4,5 | 9,7 | 8,5 |
Финансирование физической культуры и спорта | рублей на одного жителя | 967,1 | 1515,1 | 1935,1 |
Несмотря на общую положительную динамику в развитии сферы физической культуры и спорта, имеются проблемы, требующие разработки новых подходов их решений. Существуют проблемы в массовом спорте, хотя проводится большое количество мероприятий, но темпы роста основных показателей развития отрасли пока не гарантируют достижение их целевых значений, предусмотренных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года. Достижение этих значений возможно при взаимодействии с муниципальными образованиями, одной из основных задач которых является создание условий и содействие массовому привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.
Первой и наиболее важной проблемой является общее ухудшение физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения. Известна тревожная тенденция повышения уровня и структуры заболеваемости детей. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а некоторые имеют вредные привычки.
Введение третьего урока физической культуры во всех общеобразовательных учреждениях поможет увеличить объем двигательной активности детей, но при этом требуется увеличение площадей объектов спорта и решение кадрового вопроса.
Второй проблемой является недостаточно эффективная система развития детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд области.
Нерешенные проблемы в сфере нормативного правового регулирования, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд области.
Существующие проблемы отбора и подготовки спортивного резерва во многом связаны с низкой эффективностью всей системы спортивных школ, включая деятельность специализированных спортивных школ. Спортивные школы сегодня имеются в ведении системы образования области и системы физической культуры и спорта области. На сегодняшний день возникла необходимость наиболее четко определить деятельность спортивных школ, принадлежащих системе образования и системе физической культуры и спорта, исходя из того, что спортивные школы, входящие в систему дополнительного образования, должны решать не только вопросы вовлечения детей в активные занятия спортом, удовлетворения их потребностей в физической активности как составной части воспитания и образования, но и отбирать детей и подростков в целях их подготовки к выступлениям в составе сборных команд области и страны в целом на крупнейших международных соревнованиях, а также взаимодействовать со спортивными организациями и федерациями, прошедшими в установленном порядке аккредитацию.
Основной проблемой спортивных школ и клубов области является их финансирование по остаточному принципу. В настоящее время расходы на содержание детско-юношеских спортивных школ муниципальных районов (городских округов) рассчитываются с применением корректирующего коэффициента, который утвержден на уровне 0,5. Практика показывает, что данный корректирующий коэффициент отрицательно влияет на функционирование спортивных школ и сдерживает открытие новых спортивных школ, поскольку выделяемых в рамках межбюджетных отношений средств на содержание учреждений дополнительного образования спортивной направленности недостаточно.
Третьей проблемой является усиление конкуренции в спорте высших достижений. За последние годы значительно возросла конкуренция на всероссийских и международных соревнованиях. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала области, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа области на российской арене и пропаганде физической культуры и спорта.
Четвертая проблема - значительное отставание области в развитии и внедрении современной спортивной инфраструктуры от других субъектов Российской Федерации.
Для дальнейшего развития физической культуры и спорта остается недостаточным количество спортивных сооружений, особенно в сельской местности, несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта.
На сегодняшний день обеспеченность спортивными сооружениями в области составляет: спортивными залами - 60,1 % от нормы, плоскостными сооружениями - 24,7 %, плавательными бассейнами - 4,5 %. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 48949 человек - это 38,9 % от нормативной обеспеченности населения области спортивными сооружениями.