Недействующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Развитие информационного общества на 2014-2020 годы" (с изменениями на 1 ноября 2016 года)

I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

     

1.1. Текущее состояние и проблемы развития информационного общества


Российская Федерация на начало 2012 года занимает одно из первых мест в мире по скорости распространения и освоения Интернета самыми разными слоями населения по всем регионам страны. Согласно данным Росстата за 2011 год в целом по России доля пользователей Интернета составляла 46,9%. В 35 регионах из 83 ситуация лучше, чем в среднем по стране. Распределение показателя по регионам страны неравномерное - от 3 до 72% населения. В Псковской области доля пользователей Интернета составила 47,7%, что близко к среднему по стране.

В Псковской области кроме роста аудитории Интернета последние годы характеризовались следующими достижениями в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

В Администрации области была создана технологическая платформа для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи (далее - ВКС), внедрена система электронного документооборота Администрации Псковской области (далее - СЭД АПО), проведена модернизация серверной и сетевой инфраструктуры, организована работа удостоверяющего центра для выдачи средств электронной цифровой подписи. Создан портал государственных органов Псковской области, портал муниципальных образований области, региональный портал государственных и муниципальных услуг. Внедрены информационные системы для участков мировых судей, службы занятости населения, службы социальных участковых, продолжается внедрение систем оцифровки архивных, библиотечных и музейных фондов области.

Состояние развития информационного общества и формирования электронного правительства в Псковской области характеризовались следующими показателями.

Средний показатель по ИКТ-инфраструктуре (телефонная плотность, проникновение мобильной связи, наличие компьютеров и использование сети Интернет) ставит область в середину списка регионов (30-50 места).

В то же время по человеческому капиталу (доля учащихся, число студентов и исследователей, выпуск ИКТ-специалистов) область находится в последней трети регионов (60-70-е места).

Таким образом специфика развития информационного общества в области характеризуется средним начальным уровнем информационной инфраструктуры, но достаточно низким уровнем наличия ИКТ-специалистов.

Для реализации указанных выше направлений необходимо решить ряд проблем, связанных с развитием сферы ИКТ области:

1. отсутствие возможностей для организации эффективного сетевого взаимодействия Администрации области с местными администрациями сельских поселений, а также государственными и муниципальными учреждениями, расположенными на территории области;

2. отсутствие централизованной поддержки существующих профильных информационных систем в органах исполнительной власти области и их подведомственных учреждениях, обеспечивающей лицензионную чистоту программного обеспечения, информационную безопасность, публикацию необходимой информации о деятельности, эффективное межведомственное электронное взаимодействие;

3. отсутствие систематических мероприятий по поддержанию аппаратного обеспечения Администрации области и органов исполнительной власти области в нормативном состоянии, включая оборудование рабочих мест, серверной и локальной сети;

4. неравномерность доступа граждан к государственным и муниципальным услугам Псковской области, оказываемым в электронном виде;

5. недостаточная доля документов, обрабатываемых в электронном виде, в органах исполнительной власти области и подведомственных им учреждениях.

2. Прогноз развития ситуации в сфере информационного общества


При осуществлении только рыночных механизмов ситуация может развиваться следующим образом.

Возрастающий спрос на телекоммуникационные услуги будет вызывать соответствующий рост предложения на рынке этих услуг. Однако наиболее динамично будут развиваться сегменты с наибольшей окупаемостью, которыми, в силу специфики данного рынка, являются города и крупные районные центры области. Отсутствие отдачи от вложений в телекоммуникационную инфраструктуру малонаселенной сельской местности с низким бюджетным обеспечением не позволит ее развивать в силу ее непривлекательности для участников рынка.

Таким образом, реализация исключительно рыночных механизмов развития приведет к усилению цифрового неравенства и еще большим различиям в доступе к государственным и муниципальным услугам на территории области, что будет способствовать возрастанию социальной напряженности, миграции населения и в конечном итоге значительной неравномерности заселения территории области. В целом перечисленные факторы замедлят социально-экономическое развитие области.

Использование населением и организациями области технологий информационного общества при условии реализации подпрограммы будет способствовать модернизации экономики и социокультурной сферы области, а именно:

достижению высокого уровня и качества жизни населения за счет повышения доступности социальных услуг для населения и повышение их качества за счет перехода к предоставлению услуг в электронном виде и совершенствования инфраструктуры доступа к ним;

диверсификации экономики области и достижению высоких темпов экономического роста за счет повышения доступности и качества услуг для экономически активных граждан и организаций.

3. Возможные варианты решения проблем


Создание условий для осуществления в электронном виде межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждений, а также совершенствование предоставления важнейших государственных услуг на основе широкого использования информационных технологий возможно осуществить по нескольким вариантам.

Во всех вариантах основные затраты складываются из стоимости создания телекоммуникационной инфраструктуры для управления областью, аренды дополнительных каналов связи, приобретения оборудования, разработки или лицензирования программного обеспечения, строительства локальных сетей, внедрения и поддержки систем, обучения пользователей.

Варианты, предусматривающие поддержку систем сторонними специалистами, являются чрезвычайно дорогостоящими и неэффективными. Остальные варианты различаются по способам организации телекоммуникационной инфраструктуры и лицензирования программного обеспечения. Целесообразно рассмотреть следующие из них:

1. Прокладка по территории области более 2 тыс. километров линий оптоволоконной связи и построение собственных каналов связи.