Общая характеристика сферы здравоохранения, основные показатели
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества, и представляет собой основной элемент национального богатства страны.
Полномочия в сфере здравоохранения и фармации на территории Псковской области осуществляет Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации.
Основной целевой установкой Государственной программы Псковской области "Развитие здравоохранения" (далее - Государственная программа) является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Псковской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:
приоритетный национальный проект "Здоровье";
программа модернизации здравоохранения Псковской области.
Итоги реализации указанных выше проектов в Псковской области к 2013 году характеризуются следующими показателями:
продолжается естественная убыль населения, но темпы ее несколько снижены по сравнению с 2011 годом (8,5 и 8,9 соответственно);
увеличение рождаемости - в 2012 году показатель рождаемости составил 11,0, что на 4,7 % больше чем в 2011 году;
общий показатель смертности остался на прежнем уровне по сравнению с 2011 годом.
Развитие сети учреждений здравоохранения предполагает несколько путей:
оптимизация имеющейся сети путем закрытия невостребованных и работающих с низкой эффективностью учреждений, а также объединения учреждений,
создание новых или реорганизация учреждений;
привлечение в систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) частных медицинских учреждений.
В сложившейся в Псковской области ситуации с динамикой социально-экономического развития, системой расселения жителей, обеспеченностью учреждениями здравоохранения и демографической ситуацией предполагается осуществлять развитие сети учреждений по первому и третьему пути. Строительство новых учреждений нецелесообразно в условиях дефицита финансирования текущей деятельности учреждений и достаточности сложившейся сети для обеспечения медицинскими услугами сокращающегося населения области. Создание новых учреждений должно координироваться с действием федеральных целевых программ по развитию здравоохранения и строиться с существенной долей федерального софинансирования, с ориентацией на создание крупных специализированных центров.
Оптимизация сети учреждений здравоохранения может производиться в различных формах, таких как:
1. Присоединение учреждений (районные больницы) с небольшим объемом и ограниченной специализацией оказываемых услуг в качестве филиалов к более крупным учреждениям высокого уровня (I и II уровни) с развитием межмуниципального обслуживания и способов логистики пациентов от мест проживания (в т.ч. в удаленных населенных пунктах) к местам лечения.
2. Объединение специализированных учреждений (диспансеров по направлениям и др.) в одно юридическое лицо (мероприятия осуществлены в рамках региональной программы "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2013 годы").
3. Объединение вспомогательных функций нескольких учреждений в одну управляющую организацию (казенное учреждение), обеспечивающую с большей эффективностью вспомогательные процессы в учреждениях (коммунальные услуги, текущий ремонт и обслуживание зданий и сооружений, обслуживание информационной инфраструктуры, логистика) за счет объединения ресурсов.
4. Объединение отдельных направлений деятельности учреждения здравоохранения для обеспечения роста качества работ, сокращение затрат на дублирование служб в учреждениях.
5. Реорганизация учреждений с изменением их функций.
Псковская область реализует ряд указанных мероприятий, в том числе касающихся объединения специализированных учреждений и присоединения небольших лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) к крупным в качестве филиалов. Экономическое и организационное обоснование данных процессов приведено в региональной программе "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2013 годы". Остальные варианты повышения эффективности используются фрагментарно или не применяются в практике управления сетью учреждений здравоохранения области.
С позиций оптимизации финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения перспективным и апробированным в других субъектах Российской Федерации и Европе решением является укрупнение подразделений клинико-диагностических лабораторий при ЛПУ как обеспечивающих лечебный процесс функции.
Предпосылкой для проведения организационных изменений является то, что на исследуемый период лабораторная служба в Псковской области состоит из множества небольших лабораторий при стационарах, поликлиниках и специализированных медицинских центрах, что порождает ряд проблем, сказывающихся на снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения, в том числе:
осуществление узкого спектра исследований;
нехватка квалифицированного персонала;
использование неточных и устаревших ручных методик (низкое качество исследований);