(с изменениями на 22 августа 2016 года)
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 24.06.2014 N 278;
постановлением Администрации области от 03.04.2015 N 170;
постановлением Администрации области от 09.07.2015 N 321;
постановлением Администрации области от 17.09.2015 N 416;
постановлением Администрации области от 22.08.2016 N 270.
_________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17.1 Закона области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановлением Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных (региональных) программ Псковской области", распоряжением Администрации области от 22 января 2013 г. N 9-р "Об утверждении Перечня государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Псковской области "Развитие лесного хозяйства на 2014-2020 годы".
2. Объемы финансирования Государственной программы Псковской области "Развитие лесного хозяйства на 2014-2020 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Перникова С.Г.
Губернатор области А.А. Турчак
Государственная программа Псковской области
"Развитие лесного хозяйства на 2014-2020 годы"
Паспорт | |
Ответственный исполнитель Государственной программы | Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды |
Соисполнители Государственной программы | Государственное управление образования Псковской области |
Подпрограммы Государственной программы | 1. Подпрограмма "Охрана лесов от пожаров". |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 24.06.2014 N 278) | |
(Раздел исключен постановлением Администрации области от 24.06.2014 N 278) | |
Цели Государственной программы | Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов в Псковской области |
Задачи Государственной программы | 1. Повышение эффективности противопожарной охраны территории лесного фонда Псковской области; |
Целевые индикаторы Государственной программы | 1. Лесистость территории Псковской области, процентов; |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | Срок реализации Государственной программы: 2014-2020 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы (бюджетные ассигнования по подпрограммам) | Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы, всего - 4 355 981,79 тыс. руб., в том числе: |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 22.08.2016 N 270) | |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | Сохранение лесистости территории Псковской области на уровне 38,7 процента. |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 22.08.2016 N 270) |
1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития лесного хозяйства в Псковской области
Государственная программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, охотничьих ресурсов, механизмы реализации мероприятий Государственной программы и показатели оценки их результативности.
Реализация Государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса на территории Псковской области - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
На сегодняшний день осваивается не более 25 процентов объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обуславливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего, лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.
Лесное хозяйство Псковской области в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
Сегодня в лесном хозяйстве накопились проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесных дорог.
В связи с реорганизацией лесного хозяйства области в предшествующие годы произошло снижение численности лесной охраны, что значительно увеличило площадь обходов.
Произошло увеличение среднего возраста специалистов лесного хозяйства.
В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчением глобальных изменений климата, требованиями лесной сертификации.
В настоящее время сохраняется тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью.
Вследствие передачи отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе и тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации, произошла децентрализация и рассредоточение сил и средств на мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
В целях надлежащего исполнения переданных субъекту Российской Федерации полномочий по охране лесов от пожаров на территории области с 2011 года реализуется областная долгосрочная целевая программа "Охрана лесов от пожаров на территории Псковской области в 2011-2015 годах". Реализация выполненных за 2011-2012 годы мероприятий указанной программы позволила значительно повысить результативность охраны лесов от пожаров, что, в конечном итоге, привело к снижению повреждения лесов и сокращению ущерба экономике области, связанного с потерями от лесных пожаров.
Подтверждением действенности применения программно-целевого метода является анализ численности лесных пожаров и площади лесов, пройденной ими, за последние пять лет:
в 2008 году зарегистрирован 221 лесной пожар, пройденная ими площадь составила 626,00 га;
в 2009 году зарегистрировано 227 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила 586,00 га;
в 2010 году зарегистрировано 92 лесных пожара, которыми пройдено 239,00 га лесов на землях лесного фонда;
в 2011 году зарегистрирован 71 лесной пожар на площади 145,00 га;
в 2012 году зарегистрировано 70 лесных пожаров на площади 85,8 га.
Согласно прогнозам, при сохранении существующего уровня организации и финансирования защиты лесов на период до 2020 года общая площадь насаждений с неудовлетворительным состоянием останется на прежнем уровне (в среднем около 2,5 тыс. га). Наибольшее количество насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием и погибших древостоев будет обусловлено пожарами, неблагоприятными погодными условиями и почвенно-климатическими факторами, что, в свою очередь, приведет к росту активности возбудителей корневых, комлевых гнилей и других болезней леса.
Предотвращению такого сценария не способствует отсутствие необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Выполнение профилактических лесозащитных мероприятий нередко проводится без соответствующего обоснования, эффективность этих работ определяется условно без натурных оценок, что зачастую приводит к несвоевременному выявлению вспышек массового размножения опасных лесных вредителей. Такое состояние лесозащиты способно привести к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.
Псковская область в силу своего приграничного расположения является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.
Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Ликвидация института государственной лесной охраны в 2004 году, сокращение численности работников лесничеств в 2007 году из-за отсутствия необходимого финансирования оставили значительную часть лесного фонда без должного присмотра органами лесного хозяйства. Несмотря на положительные результаты по снижению количества и объемов незаконных рубок по сравнению с предыдущими годами, применяемые с 2008 года Администрацией области меры, эффективность противодействия незаконной заготовке и обороту древесины не достаточная. Незаконная заготовка древесины продолжает наносить значительный вред окружающей среде и экономике области. До настоящего времени не сформирована законодательная база, определяющая государственную защиту и социальные гарантии должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), недостаточен норматив их численности. Требуется достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия различных уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.
За последние годы площади лесовосстановления в области сократились. Это связано с уменьшением объема заготовки древесины, так как спелые насаждения в основном представлены мягколиственными породами, не пользующимися спросом на внутреннем и внешнем рынках, и находящимися в труднодоступных местах, где отсутствует дорожная сеть. Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и, особенно, его качества несут реальную угрозу продукционному потенциалу лесов, восстановлению экологической обстановки в регионе, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.
В связи с ликвидацией лесопитомнических хозяйств в настоящее время объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства практически отсутствуют. Наметившиеся тенденции в случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут только усилиться и привести к необратимым последствиям. При сохранившихся тенденциях ежегодные объемы лесовосстановительных работ к 2020 г. могут значительно снизиться.
Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является значительное снижение объемов ухода за ними в возрасте до 20 лет, прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий.
Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется отсутствием лесных питомников. Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность надзора использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.
В настоящее время 73,6 % лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 15 - 20 лет, 6 % - от 10 до 15 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.
Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы ведения государственного лесного реестра. Необходимо обеспечить ведение государственного лесного реестра на базе единой автоматизированной системы ведения государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
В рамках полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется организация, проведение и обработка результатов учетов охотничьих ресурсов. Это включает в себя подбор учетчиков из числа граждан - охотников (для общедоступных охотничьих угодий), проведение совещаний и тренингов с охотпользователями, контроль качества проведенных работ с помощью авиаучета, сбор и обработку первичных материалов учета, расчет численности охотничьих ресурсов. Основной метод учета на территории области - зимний маршрутный учет. Ежегодно, с декабря по апрель на территории области совершается прохождение от 9 до 12 тысяч километров учетных маршрутов.
Динамика
численности охотничьих ресурсов (по видам) на территории Псковской области
Годы | Виды охотничьих ресурсов, особей | ||||||||||||||||||||||||
косу- ля евро- пей- ская | лось | ка- бан | мед- ведь бурый | волк | лиси- ца обык- но- вен- ная | соба- ка ено- тови- дная | бар- сук | ласка | выд- ра | го- рно- стай | но- рки | куни- ца ле- сная | рысь | белка | заяц- беляк | заяц- русак | бобр | онда- тра | глу- харь обык- но- вен- ный | куро- патка белая | куро- патка серая | ряб- чик | тете- рев обы- кно- вен- ный | хорь | |
2011 | 11708 | 8866 | 11913 | 1037 | 232 | 8812 | 15979 | 3635 | 500 | 2366 | 2018 | 10659 | 3591 | 210 | 22836 | 16334 | 6996 | 14025 | 8862 | 20439 | 2896 | 19841 | 61560 | 106444 | 1402 |
2012 | 7604 | 11735 | 12378 | 1023 | 350 | 5911 | 14147 | 3326 | 650 | 2016 | 1763 | 7727 | 4057 | 263 | 26989 | 10426 | 13150 | 17176 | 6798 | 22844 | 1358 | 14058 | 82630 | 89197 | 1291 |
2013 | 5381 | 12533 | 8257 | 1128 | 446 | 5202 | 13252 | 3483 | 679 | 2164 | 488 | 7850 | 3531 | 289 | 20966 | 21488 | 4027 | 18870 | 6382 | 18291 | 1942 | 7863 | 50028 | 71366 | 966 |
По результатам учетов устанавливаются лимиты, квоты и нормы добычи охотничьих ресурсов Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Для обеспечения эффективности и качества предоставления данной услуги организовано как непосредственно в Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, так и в каждом районе области, имеющем общедоступные охотничьи угодья.
Объемы добычи охотничьих ресурсов за сезон охоты 2012-2013 гг.