Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), согласно статье 5 которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
В 2010 и 2011 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее - мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - дополнительные мероприятия).
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 20815 человек (в 2011 году - 26262 человека), из которых 19520 человек (в 2011 году - 24844 человека) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 9456 человек (в 2011 году - 12689 человек) или 48,4% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2011 году - 51,1%).
В 2012 году государственные услуги в области содействия занятости получили:
по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения - 15679 граждан;
по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации - 1941 безработный гражданин;
по социальной адаптации на рынке труда - 1674 безработных гражданина;
по психологической поддержке - 934 безработных гражданина;
по содействию самозанятости - 284 безработных гражданина.
К оплачиваемым общественным работам приступили 2564 безработных гражданина, на временные работы трудоустроены 328 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В структуре предоставленных государственных услуг в 2012 году возрос удельный вес численности граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации (32,6% в 2011 году против 30,6% в 2010 году), психологической поддержке и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (5,7% в 2012 году против 4,3% в 2011 году; 6,6% в 2012 году против 4,8% в 2011 году). Несколько возросла доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению (8,5% в 2012 году против 8% в 2011 году).
Практически не претерпела изменений доля безработных граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах (около 11% в 2012 и 2011 годах), а также доля безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости (около 5% от общей численности безработных граждан).
В 2012 году на временные работы было трудоустроено 2334 несовершеннолетних гражданина в возрасте от 14 до 18 лет (в 2011 году - 2752), что составляет около 93% от общей численности этой категории граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учебы время.
За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости в 2012 году обратились 134 выпускника учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые (в 2012 году 65% из них были трудоустроены, около 30% приступили к временным работам, в 2011 году - 28,8%).
В 2012 году при содействии органов службы занятости в другую местность переехало 9 граждан.
В 2012 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе. В дополнительных мероприятиях в 2012 году приняло участие 70 человек.