Приоритеты государственной политики Псковской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения определены Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года. Одной из задач стратегии социально-экономического развития области является достижение высокого уровня и качества жизни населения, в том числе на основе повышения доступности социальных услуг для населения и повышения их качества.
Одной из целей Администрации области в среднесрочной и краткосрочной перспективе является сохранение социальной стабильности и повышение уровня жизни населения области, что, в том числе, предполагает сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Псковской области набора услуг в социальной защите.
Реализация настоящей Государственной программы соответствует заявленным приоритетам государственной политики и позволит принять необходимые меры для их практической реализации.
Наряду с приоритетами государственной политики области в сфере социальной защиты населения, определенными Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, при разработке Государственной программы использовались основные направления и современные тенденции в реализации социальной политики государства, сформулированные в Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 2553-р от 27 декабря 2012 г. Указанная программа направлена на совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, поддержку семьи, развитие эффективной системы социального обслуживания и является стратегическим нормативным документов для дальнейшего развития сферы социальной защиты субъектов Российской Федерации.
Целью Государственной программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Данную цель планируется достигать в рамках решения следующих задач:
повышение доступности и эффективности социального обслуживания различных категорий населения Псковской области;
совершенствование организации предоставления социальной поддержки;
совершенствование организации работы органов социальной защиты населения и механизмов финансирования сферы социальной защиты населения области.
Снижение численности населения области, предположительно, не приведет к снижению числа лиц, получающих услуги в сфере социальной защиты населения Псковской области.
Так, несмотря на снижение числа лиц пенсионного возраста, благодаря росту качества обслуживания в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, а также созданию учреждений новой формы обслуживания - "социальных городков", за получением указанных услуг будет обращаться большая доля пожилых жителей области.
Потребности в социальном обслуживании пожилого населения будут также удовлетворяться за счет расширения услуг по обслуживанию пожилых граждан на дому. В области будет сохраняться стопроцентное покрытие потребностей населения в данной услуге, что возможно благодаря гибкому варьированию количества привлекаемых социальных работников - в зависимости от количества лиц, желающих получать услуги по социальному или медико-социальному обслуживанию на дому.
Приоритетное внимание в области будет уделяться работам служб, направленных на предупреждение либо раннее выявление неблагоприятных социальных ситуаций - участковых социальных работников.
Кроме того, жители удаленных населенных пунктов будут получать комплексное социальное обслуживание в рамках деятельности мобильных бригад.
В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, также потребуется уделять особое внимание деятельности по сопровождению семей, принявших детей в семью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после их выпуска из соответствующих учреждений интернатного типа, своевременному обеспечению их жилыми помещениями.
Часть задач по осуществлению социальных выплат будет передана создаваемым в Псковской области многофункциональным центрам. Предоставление государственных услуг в иных случаях будет осуществляться с использованием электронного документооборота и системы межведомственного электронного взаимодействия, что позволит существенным образом сократить сроки оформления необходимых документов, снизить объемы нагрузки на персонал и оптимизировать количество работников, обеспечивающих обработку документов.
Прогноз основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы показывает, что в результате реализации Государственной программы уровень удовлетворенности населения организацией социальной защиты в области возрастет с 2013 года на 30% и составит не менее 95% (в 2013 году - 65%).
Доля лиц, получивших необходимые меры социальной защиты и социальной поддержки, от общего числа обратившихся, имеющих право на получение данных мер, возрастет с 97% в 2013 году до 100% к 2020 году. Все нуждающиеся в государственной социальной поддержке будут ее получать в полном объеме.
Уровень заработной платы социальных работников государственных учреждений Псковской области сравняется со средней заработной платой в области, что позволит существенным образом повысить мотивацию работников и качество их труда. Данный показатель возрастет с 47,5% в 2013 году до 100% к 2018 году.
В течение периода реализации Государственной программы будет обеспечен постоянный рост значения интегрального показателя эффективности функционирования сферы социальной защиты населения Псковской области.