Недействующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы (с изменениями на 18 апреля 2017 года)

1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы

1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Численность населения Псковской области составляет 642494 человека по состоянию на 01 января 2017 года. Количество инвалидов, проживающих в Псковской области, на декабрь 2016 года - 53747 человек, что составляет 8,36 % от общего количества жителей области.

С 2010 по 2017 год наблюдается снижение общего числа людей с инвалидностью. Несмотря на общую тенденцию к уменьшению численности инвалидов, в Псковской области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Анализ показателей численности инвалидов за период с 2013 года показал, что численность детей-инвалидов каждый год увеличивается (2013 г. - 2107 человек, 2014 г. - 2171 человек, 2015 г. - 2277 человек, 2016 г. - 2282), соответственно увеличивается их доля в общем количестве граждан моложе трудоспособного возраста. Соотношение числа состоящих на учете инвалидов по возрастной категории следующее: детей-инвалидов - 4%, лиц от 18 до 50 лет - 18%, лиц от 50 лет и старше - 78%.

Ежегодно в Псковской области признаются впервые инвалидами около 4000 человек, 40 % из которых - граждане трудоспособного возраста. Данный показатель имеет тенденцию к снижению. Так, в сравнении с 2010 годом количество граждан, впервые признанных инвалидами, к 2017 году уменьшилось на 460 человек (с 4313 человек до 3853 человек).

Количество впервые признанных инвалидами граждан трудоспособного возраста с 2010 по 2017 год уменьшилось на 713 человек (с 2254 человек до 1541 человека), численность впервые признанных инвалидами граждан пенсионного возраста также показывает тенденцию к уменьшению (с 2059 человек до 2004 человек).

В структуре первичной инвалидности за 2016 год доля инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составляет 49,2 % (в 2012 году - 50,2%), доля инвалидов, имеющих II группу инвалидности, составляет 31,9 % (в 2012 году - 26,3 %), доля инвалидов, имеющих I группу инвалидности, составляет 18,9 % (в 2012 году - 17,0 %).

В 2015 и 2016 годах основными причинами установления инвалидности среди взрослых являлись заболевания системы кровообращения и злокачественные новообразования.

Первое ранговое место среди причин детской инвалидности с указанием интенсивного показателя (на 10 тысяч детского населения) принадлежит психическим заболеваниям и расстройствам поведения - 10, на втором и третьем местах находятся врожденные аномалии и болезни нервной системы (6,2 и 4,3 соответственно), на четвертом месте - болезни эндокринной системы (1,8), болезни уха и сосцевидного отростка занимают пятое место (1,5).

В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики по выполнению условий Конвенции о правах инвалидов является повышение качества жизни граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Основой для определения целей и задач Государственной программы является утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.

Целью Государственной программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Псковской области. Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются здравоохранение, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура. Под приоритетными объектами и услугами в соответствующей сфере понимаются наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.

С учетом требований Конвенции решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

Современное понятие инвалидности сформулировано в преамбуле Конвенции. Инвалидность - это эволюционирующее понятие, являющееся результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах "изоляции" и "компенсации". Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода предрассудков. На сегодняшний день этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного содержания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь, с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые российским государством перед международным сообществом, предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений, достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.

Проводимая в Псковской области работа по социальной поддержке инвалидов, в том числе детей-инвалидов и их семей позволила существенно повысить уровень оказываемых реабилитационных и абилитационных услуг. Однако системная работа по социальной поддержке инвалидов в области нуждается в дальнейшем развитии.

1.2. Обоснование программного метода обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН


Повышение уровня жизни всех групп населения Псковской области невозможно без увеличения объема и доступности социальной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Доступность среды должна распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные службы.

В целях выявления уровня доступности для инвалидов с различными видами нарушений социально значимых объектов и услуг, проведения соответствующего анализа и определения объемов органами социальной защиты населения Псковской области в период 2013-2014 годов проведена паспортизация объектов, что послужило основанием создания достоверной и полной информации для единого реестра объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации. Проведена паспортизация 816 объектов социальной инфраструктуры.

Следующий этап этой работы - формирование карт доступности объектов и услуг региона и каждого муниципального образования Псковской области, то есть графическое отображение состояния доступности объектов и услуг на карте с возможностью предоставления информации о маршрутах передвижения и местах получения справочной информации об особенностях предоставления услуг.

Непринятие надлежащих мер по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидам наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, порождает серьезные социально-экономические последствия, в том числе:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также на уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Положительный эффект от устранения барьеров (архитектурных, информационных, в сферах образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, для пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности.

Таким образом, создание условий для улучшения качества жизни лиц с особыми потребностями путем формирования для них доступной среды жизнедеятельности соответствует основным целям и задачам социально-экономического развития Псковской области.