Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Псковской области как одной из составляющих системы национальной безопасности осуществляется Главным управлением МЧС России по Псковской области на основании Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Администрацией Псковской области о передаче друг другу части полномочий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 614-р и постановлением Администрации области от 15 декабря 2011 г. N 508 "О мерах по реализации соглашения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 614-р", в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и организациями с учетом разграничения их функций и полномочий.
В соответствии с Положением об Управлении специальных программ Администрации области, утвержденным приказом по Аппарату Администрации области от 12 сентября 2011 г. N 409-од, на территории области реализацию полномочий Администрации области в сфере организации обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах осуществляет Управление специальных программ Администрации области.
Несмотря на устойчивую положительную динамику основных макроэкономических показателей Псковской области, существует ряд системных проблем в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.1. В области пожарной безопасности
В относительных показателях Псковская область в 2013 году по сравнению с показателями по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации выглядит следующим образом.
Количество пожаров, приходящихся на 100 тыс. населения, в Псковской области составляет 176,2, в Северо-Западном федеральном округе - 63,9, в Российской Федерации - 53,5. Число погибших на пожарах на 100 тыс. населения в Псковской области составляет 10,79, в Северо-Западном федеральном округе - 0,44, в Российской Федерации - 0,4.
Доля пожаров в сельской местности в общем их количестве равна 58%, материального ущерба - 47% от общей суммы; числа погибших людей - 71% от общего числа погибших при пожарах.
Одним из важных факторов, также влияющих на сложную обстановку с пожарами и гибелью людей, является удаленность населенных пунктов от мест дислокации подразделений пожарной охраны и недостаточное их обеспечение автомобильной техникой. Из 8379 населенных пунктов, расположенных на территории области, подразделениями противопожарной службы защищены только 5669. Многие населенные пункты области расположены от районных центров на расстоянии более 50 километров и чаще всего последствия пожаров в таких населенных пунктах носят необратимый характер, так как пожарные подразделения не могут в нормативный срок прибыть к месту пожара.
На сегодняшний день среднее время прибытия на пожары в сельской местности составляет 22,4 минуты, в городах - 5,2 минуты. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Для решения данной проблемы в 2011 году в Псковской области была принята областная долгосрочная целевая программа "Пожарная безопасность на территории Псковской области на 2012-2015 годы", реализация которой позволила снизить показатели по количеству пожаров с 1228 в 2011 году до 1175 в 2012 году и 571 по состоянию на 01.08.2013, по гибели людей при пожарах - со 184 человек в 2011 году до 172 человек в 2012 году и 72 человек по состоянию на 01.08.2013. Этому способствовало строительство новых отдельных пожарных постов в сельской местности.
Однако, учитывая высокие статистические показатели в Псковской области по количеству пожаров и гибели при пожарах людей по сравнению с общероссийскими, дальнейшее выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности позволит снизить показатели пожарного риска и ущерба, в том числе количество пожаров и гибель людей на пожарах.
1.2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.2.1. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Анализ чрезвычайных ситуаций за период 2003-2013 гг. показал, что наиболее характерными для территории Псковской области являются чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют 92% от общего количества чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера составляют 5,5% от общего числа чрезвычайных ситуаций. В структуре данного вида чрезвычайной ситуации преобладают лесные и торфяные пожары (40%), сильные ветры (20%), сильные снегопады (20%) и сильные ливни (20%).
Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации составляет 1,5 - 2% валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Среднегодовой экономический ущерб от природных чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Псковской области, составляет 1004,8 млн. рублей.
Недостаточный уровень технического оснащения системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории области не позволяет оперативно провести качественный мониторинг возникших чрезвычайных ситуаций, накопить и обработать полученную информацию.
В целях сокращения времени на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и, следовательно, уменьшения материального ущерба от них требуется оснащение современным специальным имуществом, оборудованием и техникой многопрофильной профессиональной аварийно-спасательной службы Псковской области. Однако оснащение аварийно-спасательной службы Псковской области не в полной мере соответствует современным требованиям. В настоящее время из всей имеющейся техники и оборудования современные образцы составляют только 4,9%.
Потенциальную опасность для здоровья и жизни 120000 жителей области, а также окружающей природной среды представляют 12 химически опасных, 96 пожаровзрывоопасных и 5 гидротехнических сооружений, расположенных на территории области. Для обеспечения защиты населения Псковской области (неработающее население и дети) от аварий на данных объектах на складах запасов имущества гражданской обороны Псковской области имеется 434557 противогазов. Данное имущество гражданской обороны, переданное в казну Псковской области, имеет истекшие сроки хранения и требует освежения или утилизации после проведения лабораторных испытаний.
В 2013 году в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы" начата работа по проведению лабораторных испытаний имущества гражданской обороны - приборов радиационной разведки ДП-5 (122 ед.), по оснащению Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций специальным программным комплексом.
Дальнейшее выполнение мероприятий по прогнозированию, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Псковской области позволит снизить количество погибших и пострадавших, обеспечить безопасность людей, сохранить материальные ценности области.
1.2.2. Система экстренного оповещения населения
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является основной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Отсутствие своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях привело к человеческим жертвам и большому экономическому ущербу во время наводнения в Якутии в 2001 году, в Краснодарском крае в 2002 году и в октябре 2003 года во время землетрясения в Кемеровской области. Особенно наглядно проявилась проблема своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации при наводнении в г. Крымске в июле 2012 года. Важность системы оповещения наглядно продемонстрировали боевые действия в Югославии и война в Ираке.
Необходимость создания надежной и современной системы оповещения обусловлена еще и тем, что Псковская область, являясь приграничной, граничит со странами блока НАТО.
В настоящее время 31% населения Псковской области не имеет возможности своевременного и надежного оповещения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Из общего количества населения сельских волостей только 6% оповещаются за 40 минут, а 25% населения вообще не получают сигналов оповещения.