Основополагающими задачами государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения, национального самосознания и повышения качества жизни. Создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанных задач. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и качество жизни, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. В этой связи важной составной частью социальной политики государства является развитие физической культуры и спорта.
Основой для определения приоритетов, целей и задач областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2012-2015 годы" является Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одной из целей которой является достижение высокого уровня и качества жизни населения, что неразрывно связано с развитием физической культуры и спорта в области.
Показателем достижения социально-экономической эффекта деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения, характеризуемый численностью граждан, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе, а также ее долей в общей структуре населения. В последние годы физкультурно-спортивная активность населения области возрастает; по итогам 2010 года численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 93,5 тыс. человек или 13,9% от общей численности населения.
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений. Созданная в Псковской области система спортивных сооружений состоит сегодня из 1 161 объекта, в том числе: плоскостные сооружения - 589, спортивные комплексы и залы - 49, бассейны и ванны для плавания - 12, стадионы - 10. Исходя из нормативной потребности, обеспеченность основными типами сооружений составляет: спортивные залы - 55%, плоскостные сооружения - 26%, бассейны - 6%. С 2009 года в области действует областная долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта на 2009-2011 годы", в рамках которой осуществляется строительство и реконструкция спортивных сооружений области. В ходе реализации указанной программы в 2009-2011 годах были введены в эксплуатацию 5 спортивных площадок, 5 стадионов, осуществлена реконструкция спортивного зала СДЮШОР по плаванию "Барс". В 2010 году начато строительство ледовой арены в дер. Борисовичи Псковского района. Данный спортивный объект включен в федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Несмотря на положительную динамику роста по основным показателям развития физической культуры и спорта в области, темпы роста численности населения области, активно занимающегося физической культурой и спортом, не в полной мере соответствуют решению общенациональной задачи на период до 2015 года: приобщение каждого третьего жителя страны к регулярным физкультурно-спортивным занятиям. В этой связи можно сделать вывод о том, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе: недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта целям развития массового спорта в регионе, а также ее моральное и физическое старение; недостаточное количество профессиональных тренерских кадров; не в полной мере развитая инфраструктура спорта высших достижений; не достаточно активная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения. Решить указанные проблемы призвана областная долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2012-2015 годы".
Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в области.
В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам Программы.
В целом предлагается руководствоваться тем, что: акцент будет сделан на развитии массового спорта в области; основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан; финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни; создание условий для подготовки спортивного резерва будет осуществляться путем финансирования модернизации специализированной инфраструктуры; будет проводиться постоянное наблюдение за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в рамках анализа статистического отчета 1ФК).
Для реализации программных мероприятий предполагается привлечь средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения проблем развития физической культуры и спорта в области связано с тем, что они:
носят комплексный характер и требуют решения различных задач правового, финансового, информационного, организационного направлений, затрагивающих интересы различных групп населения;
требуют реализации соответствующего комплекса мероприятий на территориях всех муниципальных образований области;
носят межотраслевой и межведомственный характер с учетом содержания перечня задач, требующих консолидации и координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области;
носят длительный характер по осуществлению комплекса мероприятий на территориях муниципальных образований области, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиции достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов до 2015 года включительно.
Решение проблем развития физической культуры и спорта в области может осуществляться двумя вариантами:
без принятия Программы;
с принятием Программы.
Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по развитию физической культуры и спорта в области. В этом случае затраты бюджетных средств будут значительны, а привлечение федеральных средств будет затруднено из-за отсутствия областной программы развития физической культуры и спорта. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и отсутствие государственной поддержки не обеспечат решение поставленных задач. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Второй вариант предусматривает принятие Программы.
Основой этого варианта являются средства федерального, областного и местных бюджетов. Использование программного метода позволит последовательно осуществлять меры по комплексному решению проблем, связанных с развитием физической культуры и спорта в области. Применение программно-целевого метода позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств и привлечения субсидий из федерального бюджета. Основные риски этого варианта - снижение финансирования Программы по отношению к планируемым объемам, что приведет к необходимости определения новых приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска.
С учетом изложенного использование программного метода представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития физической культуры и спорта в области и обеспечения контроля над целевым использованием средств.