Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
В Псковской области функционируют службы экстренного реагирования: служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств. Прием и регистрация вызовов от населения осуществляется всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб по "короткому" номеру соответствующей службы ("01", "02", "03", "04" и т.п.), с сотовых телефонов - "010", "020", "030" и т.п.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации, начиная с 2008 года, назначен номер "112", а также определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб (служба "Антитеррор" и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
В настоящее время автоматическая переадресация вызова по номеру "112" с мобильных телефонов идет на номера "01" или "02" муниципальных образований Псковской области.
В основном ДДС экстренных оперативных служб Псковской области оснащены аппаратурой автоматического определения телефонного номера и системами записи переговоров. Для связи служб экстренного реагирования с силами и средствами реагирования на происшествия используются радиостанции, в отдельных случаях - сотовая связь. Взаимодействие экстренных оперативных служб при совместном реагировании на чрезвычайные происшествия организуется на основании соответствующих соглашений о взаимодействии либо инструкцией о порядке взаимодействия между службами. Передача информации о чрезвычайных происшествиях между экстренными оперативными службами осуществляется с использованием телефонной сети общего пользования либо прямой телефонной связи при ее наличии.
Ввиду значительных изменений социально-экономических условий жизнедеятельности населения существующая система реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации перестала соответствовать потребностям общества и показала недостаточную эффективность своего функционирования, например, ростом числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в Псковской области. Количество погибших за восемь месяцев 2012 года выросло на 8,3% и составило 170 человек, раненых - на 6% (1529 человек) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, что, в том числе, связано с недостаточно эффективным взаимодействием экстренных оперативных служб, опыт работы которых показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10 % случаев требуется привлечение более одной экстренной службы.
Важнейший показатель эффективности действий экстренных оперативных служб - время их оперативного реагирования, его сокращение непосредственно влияет на тяжесть последствий происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба). Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова (сообщения о происшествии) до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112) в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15 - 25%, в результате чего число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7 - 9%. В Псковской области среднее время оперативного реагирования составляет 40 минут, а после внедрения системы-112 составит 20 - 25 минут. Это приведет к снижению числа пострадавших и будет способствовать повышению качества жизни населения области, что является задачей Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
Для решения обозначенных проблем требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной инфраструктур, подсистем приема и обработки вызовов от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.
Ключевой проблемой при создании системы-112 является неготовность инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб и экстренных оперативных служб для обеспечения работы единого номера вызова "112". Это, прежде всего, низкий уровень их автоматизации в районных центрах муниципальных образований, слабая подготовленность обслуживающего персонала, а также отсутствие информированности населения о создании системы-112.
В сложившейся ситуации для обеспечения решения перечисленных проблем в приемлемые сроки требуется использование программно- целевого подхода к их решению, следовательно, разработка областной долгосрочной целевой программы.
Данный подход позволит обеспечить снижение потерь населения и материального ущерба путем концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти области.
Работы по созданию и развертыванию системы-112 носят комплексный межведомственный характер. Применение программно-целевого метода при создании системы-112 в Псковской области обосновано, прежде всего:
высокой социальной значимостью проблемы и её комплексным характером;
необходимостью межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов и на реализацию мероприятий, соответствующих целям и задачам;
необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов;
долговременным характером и масштабами получения эффекта от внедрения системы-112.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить при решении проблемы комплексность и системность на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности населения.
Главным риском представляется возможная недостаточная готовность муниципальных районов и экстренных оперативных служб к развертыванию системы-112. Управление риском планируется осуществить за счет гибкого ранжирования служб и районов исходя из готовности их к началу проведения мероприятий.
Развертывание системы-112 без использования программно-целевого метода предполагается осуществить за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти области на осуществление текущей деятельности.
При таком варианте решения проблемы предполагается:
развертывание системы-112 в 1 - 2 муниципальных образованиях в год;
поэтапные модернизация и интеграция оперативных дежурных служб в систему-112;
обучение персонала системы-112 на существующей учебной базе, не учитывающей специфику функционирования системы-112 и не отвечающей современным требованиям.
В результате для полномасштабного развертывания системы-112 на территории Псковской области потребуется не менее 15 лет. При этом уровень реагирования экстренных оперативных служб будет оставаться низким, риск возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций будет возрастать, сохранится тенденция роста числа погибших и пострадавших от внешних причин смерти.