Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы"

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований. Общественный порядок, личная и общественная безопасность представляют органически связанные между собой социальные явления, что обусловливает единство комплекса осуществляемых мер по их обеспечению и охране. Жизненно важные интересы личности это жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища. Состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизненно важные интересы определяет личную безопасность.

Степень безопасности населения характеризуется количеством зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения и степенью социального риска - доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения.

В целях противодействия преступности в области были приняты и реализованы областные долгосрочные целевые программы "Усиление борьбы с преступностью в Псковской области на 2002-2004 годы", "Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в Псковской области на 2005-2008 годы". Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.06.2007 N Пр-1293ГС в области принята областная долгосрочная целевая программа "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа 2012).

Реализация мероприятий Программы 2012 позволила добиться снижения уровня преступности в целом по области, уровня уличной преступности, уровня рецидивной преступности, уровня преступности, связанной с применением незарегистрированного оружия, улучшения условий труда и быта сотрудников органов внутренних дел. Достигнуто увеличение доли учащихся подростков и молодежи образовательных учреждений, вовлеченных в дополнительные занятия по развитию и воспитанию (спорт, творчество и т.д.). Укрепились позиции в сфере противодействия незаконной миграции, повысился уровень информационного обеспечения граждан о проводимой правоохранительными органами, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления работе в сфере профилактики преступлений и правонарушений. К профилактике правонарушений активно привлекались общественные формирования, учреждения и организации всех форм собственности.

В рамках Программы 2012 в городе Пскове создано государственное казенное учреждение Псковской области "Специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации". Кроме того, реализованы запланированные Программой 2012 мероприятия по созданию в области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), включающего в себя технические средства видеонаблюдения, средства экстренной связи "гражданин - полиция", систему позиционирования (мониторинга) подвижных объектов (автотранспорта и нарядов полиции).

Так, в городе Пскове установлены 64 камеры видеонаблюдения и 15 установок экстренной связи "гражданин - полиция", в городе Великие Луки - 4 камеры видеонаблюдения.

По итогам 2011 года по информации, полученной по каналам видеонаблюдения, раскрыто 2 преступления, выявлено 2513 административных правонарушений, записи с камер видеонаблюдения использовались при разборе 212 дорожно-транспортных происшествий.

Количество зарегистрированных в 2011 году на территории области преступлений по отношению к 2010 году снизилось на 8,2% (с 12321 до 11301), в Северо-Западном федеральном округе - на 6% (с 233237 до 219220). Показатель количества зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения в Псковской области составил 1678, в Санкт-Петербурге - 1218.

Проведенный в 2012 году в рамках Программы 2012 комплекс организационно-практических и оперативно-профилактических мероприятий позволил стабилизировать уровень безопасности населения в целом, не допустить осложнения криминогенной напряженности в области и существенно ее снизить.

Так, за 9 месяцев 2012 года на территории области зарегистрировано 7925 преступлений, что на 8,2 % меньше аналогичного периода прошлого года (по России - на 5,6 %, по СЗФО - на 8,0 %).

Уровень преступности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) снизился на 3,4 % (с 1218 до 1176 преступлений на 100 тыс. человек населения).

Количество зарегистрированных в области тяжких и особо тяжких преступлений в сравнении с АППГ сократилось на 6,7% (с 2175 до 2030 фактов). По России этот показатель составил 6,5 %. На 13,0% меньше зарегистрировано убийств (с 46 до 40 фактов), на 30,6% - квалифицированных грабежей (со 180 до 125 фактов), на 31,3% - разбойных нападений (с 64 до 44 фактов).

Уровень тяжкой и особо тяжкой преступности в сравнении с АППГ снизился на 6,7% (с 324 до 302,2 преступления на 100 тыс. человек населения).

На 11,1% меньше преступлений совершено в общественных местах, на 9,1% - в состоянии алкогольного опьянения, на 11,8% - подростками и на 20,3% - группой лиц по предварительному сговору.

На 5,3% сократилось число уголовных деяний, совершенных с использованием оружия. В течение 2012 года из незаконного оборота по оконченным уголовным делам изъято 45 единиц оружия, 3034 единицы боеприпасов, 3907 г взрывчатых веществ и 9 взрывных устройств.

Вместе с тем, экономическая нестабильность в стране и мире, снижение уровня жизни населения, рост социальной напряженности в значительной степени препятствуют устойчивому развитию области.

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику по снижению общего количества совершенных преступлений безопасность населения области не является достаточной, а достигнутые позитивные изменения не приобрели устойчивого и повсеместного характера.

Так, на 23,6 % в сравнении с АППГ увеличилось количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (со 140 до 173 фактов), в том числе на 61,1 % со смертельным исходом (с 36 до 58 случаев).

На 4,3 % в сравнении с АППГ снизилась раскрываемость умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (раскрываемость - 88,2 %), в т.ч. со смертельным исходом - на 1,2% (раскрываемость - 95,6%), на 5,6% - краж (раскрываемость составила 53,0%), на 2,8% - квалифицированных грабежей (раскрываемость - 61,9%), на 1,5% - разбойных нападений (раскрываемость - 81,6%).

Из приведенных выше данных видно, что использование правоохранительными органами данных, получаемых с помощью АПК "Безопасный город", в значительной степени способствовало оздоровлению криминальной обстановки, так как видеозапись состояния правопорядка позволила незамедлительно направлять наряды полиции на место совершения правонарушения, активно осуществлять поиск преступников и очевидцев совершения правонарушений, фиксировать обстоятельства дорожно-транспортных происшествий.

На улицах населенных пунктов области планируется установить порядка 160 камер видеонаблюдения, в том числе в г. Пскове - 30 видеокамер, г. Великие Луки - 50 видеокамер, г. Острове - 10 видеокамер, в городах Опочка, Невель, Печоры, Порхов, Себеж - в среднем по 8 видеокамер, в г. Гдове, р.п. Дедовичи, г. Дно, р.п. Локня, р.п. Пушкинские Горы, г. Пыталово - в среднем по 5 видеокамер. Кроме того, в системе АПК "Безопасный город" планируется задействовать видеокамеры, принадлежащие коммерческим и бюджетным организациям, установленные на улицах населенных пунктов.

Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, достижение высокого уровня и качества жизни населения признается одним из главных направлений деятельности органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности определено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, в качестве одного из приоритетов устойчивого развития страны, поэтому вопрос обеспечения законности и правопорядка, личной и общественной безопасности, усиления борьбы с преступностью и иными правонарушениями во всех сферах жизнедеятельности человека занимает одно из наиболее важных мест в деятельности органов государственной власти Псковской области и является стратегическим.

Принятие областной долгосрочной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) позволит продолжить проводимую в этом направлении органами государственной власти области работу и в полной мере соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.