Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" (с изменениями на 19 сентября 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Областная долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" разработана в продолжение заканчивающей действие в 2012 году областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2009-2012 годы".

Реализуемые в рамках указанной программы меры по организации отдыха и оздоровления привели к следующим позитивным качественным и количественным результатам:

увеличилась доля оздоровленных детей от общего количества детей школьного возраста с 58,6 % до 60,8 %;

увеличилась доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших отдых и оздоровление, от общего количества детей данной категории, с 10,3 % до 53 %;

сохраняется высоким оздоровительный эффект у детей после отдыха: в 2009, 2010 годах - 98 % и в 2012 году - 99 %.

На базе загородных оздоровительных лагерей созданы эффективные механизмы поддержки всех категорий детей, в том числе талантливых детей и детей, нуждающихся в особой социальной защите. В 2012 году для детей были организованы 22 профильные смены: спортивные смены по различным видам спорта, экологические, творческая смена "Псковские узоры", смены для активистов детских движений, реабилитационные смены для детей-инвалидов, смены для подростков, состоящих на профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Ежегодно для более 2000 детей с ослабленным здоровьем организуются санаторно-оздоровительные смены на базе двух санаториев области - "Хилово", "Голубые озера", где дети вместе с отдыхом получают необходимое лечение по назначениям врачей.

В области сохранена сеть загородных оздоровительных лагерей и на сегодня она представлена 34 лагерями: 12 лагерей областной собственности, 4 лагеря - муниципальной собственности, 2 лагеря - частной собственности и 6 загородных лагерей открываются областными, муниципальными и частными организациями на базе санаториев, туристических баз, баз отдыха и других организаций различных форм собственности.

Итогом реализации программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2009-2012 годы" стало сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации набора социальных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей, рост качества оздоровления, сокращение социального неравенства между разными слоями населения, снятие социальной напряженности.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты, в сфере отдыха и оздоровления детей сохраняются отдельные проблемы.

По-прежнему ежегодная потребность в оздоровлении детей остается высокой, причинами которой служат:

высокий рост заболеваемости органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы;

рост показателя инвалидности детей (в 2010 году - 173,1 на 10000 детского населения, в 2011 году - 181,1);

стабильно высокое количество социально незащищенных категорий детей (по состоянию на 01.01.2012 в области проживает более 49138 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. 3369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2057 детей-инвалидов, 11814 детей воспитываются в многодетных семьях; на учете органов опеки и попечительства находится 3369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Одной из важнейших проблем является устаревшая материально-техническая база загородных оздоровительных лагерей, что сказывается на качестве отдыха и оздоровления детей и удовлетворенности населения данным видом услуг. В большинстве загородных лагерей отсутствует отопление, требуется капитальный ремонт и реконструкция. Из 18 стационарных загородных оздоровительных лагерей только два лагеря "Звездный" и "им. Г.Титова" могут принимать на отдых детей круглогодично.

Остро стоит проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей. Вследствие недостаточного количества педагогов, временного периода работы в 50% загородных лагерей существует проблема недостаточного укомплектования их педагогическим и обслуживающим персоналом.

Крайне актуальное значение имеют вопросы обеспечения комплексной безопасности детей в период их пребывания в организациях отдыха и оздоровления.

Необходимость решения социально значимых проблем в сфере отдыха и оздоровления детей продиктована требованиями законодательства Российской Федерации, устанавливающего детям гарантии по обеспечению отдыха и оздоровления, в том числе требованиями Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года политика органов государственной власти области также направлена на сохранение социальной стабильности, надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан.

Реализация указанной Стратегии в социальной сфере предполагает приоритетное внимание к работе учреждений социальной сферы, профилактике заболеваний, пропаганде и обеспечению здорового образа жизни, охране детского и материнского здоровья.

Актуальные направления Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года - здравоохранение и укрепление здоровья населения, социальная защита граждан, семьи и детства.

Таким образом, цели и задачи областной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей в Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) соответствуют политике государства в сфере отдыха и оздоровления детей, основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

Целесообразность решения обозначенных проблем в системе оздоровления и организации отдыха детей Псковской области программным методом определяется следующими причинами:

настоятельность, актуальность проблемы. Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. Невозможно отсрочить решение проблем детского отдыха и оздоровления, обеспечения комплексной безопасности детей ввиду того, что ущерб от их сохранения достаточно велик;

комплексность проблемы. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление. Изменения в федеральном законодательстве определили новые условия организации детского отдыха и оздоровления. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера;

сложность проблемы, т.е. необходимость концентрации ресурсов и деятельности широкого круга исполнителей, имеющих разную ведомственную и территориальную подчиненность, для ее решения. Значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обуславливает необходимость выработки координации действий органов исполнительной власти области, руководителей организаций, занимающихся отдыхом и оздоровлением детей, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды. Большая роль в реализации Программы отводится органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а именно, создание банка данных детей для оздоровления, подбор и направление детей в оздоровительные лагеря, организация работы лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных образовательных учреждений;

длительность решения проблемы. Проблемы, касающиеся материально-технического состояния детских загородных лагерей, обеспечения их квалифицированными медицинскими и педагогическими кадрами, укрепление здоровья детей, не могут быть устранены в краткосрочной перспективе. Для их решения требуется четкая последовательность действий, увязывающая в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, а также предусматривающая систему контроля за достижением поставленных целей и задач.

Основным риском, связанным с принятием Программы, является административный риск - невыполнение исполнителями Программы мероприятий Программы, что приведет к невыполнению цели и задач Программы и недостижению целевых показателей, что, в свою очередь, негативно скажется на социальной защищенности детей и их здоровье.

Таким образом, использование программного метода представляется наиболее целесообразным для решения проблем в системе оздоровления и организации отдыха детей Псковской области и наиболее эффективным для ее дальнейшего развития.