На территории Псковской области по состоянию на 01 января 2012 г. по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области осуществляют деятельность 998 некоммерческих организаций (далее - НКО), зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном федеральным законодательством порядке, большую часть из которых составляют социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СО НКО).
Преобладающее количество СО НКО на территории Псковской области составляют профессиональные союзы, спортивные, ветеранские общественные организации, общества инвалидов, пенсионеров, военно-патриотические объединения, они же являются и самыми многочисленными по составу и осуществляют деятельность практически во всех муниципальных районах и городских округах области.
В Псковской области также осуществляют деятельность НКО, ориентированные на оказание социальной помощи, поддержки и защиты граждан, пропаганду здорового образа жизни, молодежные и детские объединения, правозащитные, экологические, культурологические, просветительские организации, творческие союзы и др.
СО НКО, стабильно действующие на территории Псковской области, принимают активное участие в решении актуальных задач в сфере социальной защиты граждан, образования и просвещения, культуры, пропаганды здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания, повышения уровня гражданской активности, межнационального сотрудничества и роста правового самосознания населения.
В настоящее время между органами исполнительной власти области и СО НКО выстраивается система эффективного социального партнерства, сотрудничества и конструктивного взаимодействия, ориентированная на совместное решение приоритетных общественно значимых проблем.
При органах исполнительной власти области сформированы и активно действуют общественные советы и иные коллегиальные органы, в состав которых входят представители общественных объедений, Общественной палаты Псковской области, принимающие деятельное участие в формировании социального заказа по определению приоритетов социально-экономической политики области и решении общественно значимых вопросов для жителей Псковской области.
Органы исполнительной власти области преимущественно заинтересованы в наличие эффективного социального партнера в лице СО НКО, способных содействовать в решении общественно значимых проблем, транслировать, принимаемые меры и решения, направленные на улучшение социального благополучия населения, стабилизацию социально-экономического положения области, участвовать в определении приоритетов социальной политики области.
В целях повышения открытости сложившейся системы и мер государственной поддержки, оказываемых органами исполнительной власти области СО НКО, а также их регламентации Администрацией области совместно с Общественной палатой Псковской области была инициирована разработка ряда нормативных правовых актов области в данной сфере, в том числе закона области и областной долгосрочной целевой программы по государственной поддержке СО НКО.
Администрацией области с 2010 года осуществляется предоставление государственной поддержки социальных проектов НКО, действующих на территории Псковской области, путем предоставления субсидий на конкурсной основе.
С 2010 по 2011 год Администрацией области было поддержано 63 социальных проекта НКО на общую сумму 15702,879 тыс. рублей.
Следует отметить, что в Псковской области в период с 2009 по 2012 год активизировался процесс формирования общественных объедений, сплотивших в свои ряды неравнодушных, инициативных граждан, участвующих в решении актуальных социально значимых проблем.
При этом, как данные объединения граждан, так и уже действующие продолжительное время на территории Псковской области НКО социальной направленности, объединяют общие проблемы:
1. Отсутствие необходимой материально-технической базы, иных ресурсных возможностей СО НКО области для осуществления социально ориентированной деятельности, направленной на эффективное участие в решении актуальных проблем социальной сферы Псковской области.
Одним из основных финансовых источников существования СО НКО остаются членские взносы, помощь благотворителей, участие данных организаций в конкурсах на получение субсидий (грантов) на реализацию программ и проектов, в том числе на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.
Членская база преобладающей части СО НКО области малочисленна, при этом с учетом материального положения членов указанных организаций членские взносы в большей части не взимаются. Помощь благотворителей, оказываемая СО НКО, носит несистемный характер.
В настоящее время незначительная часть СО НКО области имеет офисы для работы с гражданами по своему профилю деятельности, отсутствует возможность пользоваться техническим оборудованием.
Большинство СО НКО осуществляют деятельность либо по месту жительства их руководителей, либо через блоги, группы в социальных сетях, что также существенно затрудняет становление и развитие деятельности СО НКО, взаимодействие их с гражданами и получение последними социальных услуг, оказываемых СО НКО.
2. Недостаточное информирование граждан об общественно значимой деятельности СО НКО, в том числе направленной на развитие добровольчества (волонтерства) в средствах массовой информации. Отсутствие социальной рекламы, направленной на популяризацию деятельности СО НКО.
Значительная часть граждан либо не знает о существовании некоммерческого сектора, либо может назвать несколько НКО, известных своей социальной и благотворительной деятельностью на протяжении более 15 лет.
В Псковской области также отсутствует единый портал НКО - информационная площадка, объединяющая представителей некоммерческого сектора, позволяющая довести информацию о СО НКО, действующих на территории области, о направлениях их деятельности.
В настоящее время добровольчество (волонтерство) и благотворительная деятельность в Псковской области, в том числе и среди СО НКО недостаточно развиты.
Псковская область среди других субъектов Российской Федерации занимает 54 место по количеству зарегистрированных волонтеров в возрасте от 14 до 30 лет и доля их от общего количества молодежи Псковской области составляет 0,3% (по состоянию на 01.01.2012).
3. Низкий профессиональный уровень сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО Псковской области.
Повышение квалификации сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО позволит на более высоком уровне решать вопросы функционирования некоммерческого сектора Псковской области, что позволит наиболее эффективно и результативно реализовывать СО НКО собственные уставные задачи и участвовать в решение общественно значимых проблем, актуальных для разных слоев населения области.
4. Отсутствие объективной информации о состоянии и развитии некоммерческого сектора, основанной на социологических исследованиях.
На территории Псковской области социологические исследования о деятельности НКО проводились только в 2003-2004 годы. Поэтому в настоящее время существует необходимость проведения тех социологических исследований, которые могли бы выявить основные тенденции развития СО НКО, определить степень доверия населения к СО НКО.
5. Недостаточная и несистемная поддержка деятельности СО НКО на местном уровне.
В настоящее время в Псковской области принято только два нормативных правовых акта на муниципальном уровне (г. Псков), регламентирующих поддержку СО НКО.