Недействующий

Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы" (с изменениями на 23 декабря 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


На территории Псковской области по состоянию на 01 января 2012 г. по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области осуществляют деятельность 998 некоммерческих организаций (далее - НКО), зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном федеральным законодательством порядке, большую часть из которых составляют социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СО НКО).

Преобладающее количество СО НКО на территории Псковской области составляют профессиональные союзы, спортивные, ветеранские общественные организации, общества инвалидов, пенсионеров, военно-патриотические объединения, они же являются и самыми многочисленными по составу и осуществляют деятельность практически во всех муниципальных районах и городских округах области.

В Псковской области также осуществляют деятельность НКО, ориентированные на оказание социальной помощи, поддержки и защиты граждан, пропаганду здорового образа жизни, молодежные и детские объединения, правозащитные, экологические, культурологические, просветительские организации, творческие союзы и др.

СО НКО, стабильно действующие на территории Псковской области, принимают активное участие в решении актуальных задач в сфере социальной защиты граждан, образования и просвещения, культуры, пропаганды здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания, повышения уровня гражданской активности, межнационального сотрудничества и роста правового самосознания населения.

В настоящее время между органами исполнительной власти области и СО НКО выстраивается система эффективного социального партнерства, сотрудничества и конструктивного взаимодействия, ориентированная на совместное решение приоритетных общественно значимых проблем.

При органах исполнительной власти области сформированы и активно действуют общественные советы и иные коллегиальные органы, в состав которых входят представители общественных объедений, Общественной палаты Псковской области, принимающие деятельное участие в формировании социального заказа по определению приоритетов социально-экономической политики области и решении общественно значимых вопросов для жителей Псковской области.

Органы исполнительной власти области преимущественно заинтересованы в наличие эффективного социального партнера в лице СО НКО, способных содействовать в решении общественно значимых проблем, транслировать, принимаемые меры и решения, направленные на улучшение социального благополучия населения, стабилизацию социально-экономического положения области, участвовать в определении приоритетов социальной политики области.

В целях повышения открытости сложившейся системы и мер государственной поддержки, оказываемых органами исполнительной власти области СО НКО, а также их регламентации Администрацией области совместно с Общественной палатой Псковской области была инициирована разработка ряда нормативных правовых актов области в данной сфере, в том числе закона области и областной долгосрочной целевой программы по государственной поддержке СО НКО.

Администрацией области с 2010 года осуществляется предоставление государственной поддержки социальных проектов НКО, действующих на территории Псковской области, путем предоставления субсидий на конкурсной основе.

С 2010 по 2011 год Администрацией области было поддержано 63 социальных проекта НКО на общую сумму 15702,879 тыс. рублей.

Следует отметить, что в Псковской области в период с 2009 по 2012 год активизировался процесс формирования общественных объедений, сплотивших в свои ряды неравнодушных, инициативных граждан, участвующих в решении актуальных социально значимых проблем.

При этом, как данные объединения граждан, так и уже действующие продолжительное время на территории Псковской области НКО социальной направленности, объединяют общие проблемы:

1. Отсутствие необходимой материально-технической базы, иных ресурсных возможностей СО НКО области для осуществления социально ориентированной деятельности, направленной на эффективное участие в решении актуальных проблем социальной сферы Псковской области.

Одним из основных финансовых источников существования СО НКО остаются членские взносы, помощь благотворителей, участие данных организаций в конкурсах на получение субсидий (грантов) на реализацию программ и проектов, в том числе на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.

Членская база преобладающей части СО НКО области малочисленна, при этом с учетом материального положения членов указанных организаций членские взносы в большей части не взимаются. Помощь благотворителей, оказываемая СО НКО, носит несистемный характер.

В настоящее время незначительная часть СО НКО области имеет офисы для работы с гражданами по своему профилю деятельности, отсутствует возможность пользоваться техническим оборудованием.

Большинство СО НКО осуществляют деятельность либо по месту жительства их руководителей, либо через блоги, группы в социальных сетях, что также существенно затрудняет становление и развитие деятельности СО НКО, взаимодействие их с гражданами и получение последними социальных услуг, оказываемых СО НКО.

2. Недостаточное информирование граждан об общественно значимой деятельности СО НКО, в том числе направленной на развитие добровольчества (волонтерства) в средствах массовой информации. Отсутствие социальной рекламы, направленной на популяризацию деятельности СО НКО.

Значительная часть граждан либо не знает о существовании некоммерческого сектора, либо может назвать несколько НКО, известных своей социальной и благотворительной деятельностью на протяжении более 15 лет.

В Псковской области также отсутствует единый портал НКО - информационная площадка, объединяющая представителей некоммерческого сектора, позволяющая довести информацию о СО НКО, действующих на территории области, о направлениях их деятельности.

В настоящее время добровольчество (волонтерство) и благотворительная деятельность в Псковской области, в том числе и среди СО НКО недостаточно развиты.

Псковская область среди других субъектов Российской Федерации занимает 54 место по количеству зарегистрированных волонтеров в возрасте от 14 до 30 лет и доля их от общего количества молодежи Псковской области составляет 0,3% (по состоянию на 01.01.2012).

3. Низкий профессиональный уровень сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО Псковской области.

Повышение квалификации сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО позволит на более высоком уровне решать вопросы функционирования некоммерческого сектора Псковской области, что позволит наиболее эффективно и результативно реализовывать СО НКО собственные уставные задачи и участвовать в решение общественно значимых проблем, актуальных для разных слоев населения области.

4. Отсутствие объективной информации о состоянии и развитии некоммерческого сектора, основанной на социологических исследованиях.

На территории Псковской области социологические исследования о деятельности НКО проводились только в 2003-2004 годы. Поэтому в настоящее время существует необходимость проведения тех социологических исследований, которые могли бы выявить основные тенденции развития СО НКО, определить степень доверия населения к СО НКО.

5. Недостаточная и несистемная поддержка деятельности СО НКО на местном уровне.

В настоящее время в Псковской области принято только два нормативных правовых акта на муниципальном уровне (г. Псков), регламентирующих поддержку СО НКО.