Альтернативой использованию программно-целевого подхода для осуществления цели развития информационного общества в Псковской области является так называемый ведомственный подход, в котором соответствующие мероприятия реализуются силами органов государственной власти области без объединения в единую программу. На основе ведомственного подхода возможно построение подсистем электронного правительства в целях повышение эффективности функционирования отдельных органов государственной власти области.
Преимущество ведомственного подхода состоит в возможности наиболее детальной проработки модели управленческих процессов внутри ведомства и разработки такого технического решения, которое наиболее полно отвечало бы задачам конкретного ведомства. Примером может служить информационная система сопровождения Единого государственного экзамена, реализованная Государственным управлением образования Псковской области для решения своей узкоспециализированной задачи.
Несмотря на определенное преимущество, ведомственный подход имеет следующие существенные риски, заключающиеся в отсутствии требуемых ресурсов: финансовых, кадровых, организационных. Так, очевидно, что при ведомственном подходе каждое ведомство должно обеспечить со своей стороны наличие каждого вида ресурса, что, с одной стороны, существенно увеличит нагрузку на ведомства.
С другой стороны, построение информационных систем электронного правительства само по себе является сложной и высокозатратной задачей. При ведомственном подходе эффективность использования бюджетных средств будет чрезвычайно низкой, так как многие однотипные технологические работы будут повторяться для каждого ведомства. В этом состоит риск недостатка финансирования. Существует также большой риск отсутствия в ведомствах квалифицированных кадров, способных к постановке задач в сфере информационных технологий. Вследствие всех этих причин риск невыполнения планов создания ведомственных подсистем электронного правительства для развития информационного общества значителен.
Кроме того, попытка в дальнейшем связать многочисленные ведомственные информационные системы в единую сеть информационного обмена, как это требует концепция предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", будет сопряжена с большим количеством практически непреодолимых проблем по решению вопросов организации межведомственного взаимодействия. Даже если все технические проблемы объединения систем будут решены, остаются очень большие риски невозможности четкого разграничения полномочий пользователей единой системы, организации ее многоканального финансирования и администрирования. Взаимодействие ведомственных информационных систем как между собой, так и с населением и организациями потребует дополнительного согласования на межведомственном уровне, разработки стандартов и технологий обмена информацией, принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данное взаимодействие.
Таким образом, очевидно, что без применения программно-целевых методов решения задач развития информационного общества приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить достижение поставленных целей в сжатые сроки.
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы развития информационного общества позволит, наоборот, значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий и созданием необходимых информационных систем. При этом основные преимущества программно-целевого метода состоят именно в эффективном использовании ресурсов области, что делает поставленные цели достижимыми в заявленные сроки.
Административный риск может возникнуть в связи с неэффективным управлением программой, в частности из-за срыва мероприятий, неполноты достижения целевых показателей, а также неэффективного использования ресурсов.
В качестве мер ограничения административного риска предусмотрены:
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий;
своевременная корректировка мероприятий программы.