Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года, Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ, одной из приоритетных целей социально-экономического развития Архангельской области является повышение качества жизни населения Архангельской области, неотъемлемыми элементами которого становятся реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
В целях защиты прав потребителей созданы и осуществляют свою деятельность различные государственные институты.
Основным из них является Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, которое осуществляет деятельность на территории Архангельской области как непосредственно, так и через свои территориальные отделы (Северодвинский, Новодвинский, Вельский, Котласский, Плесецкий, Коряжемский, Пинежский).
Для организации взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, общественных объединений по вопросам защиты прав потребителей на территории Архангельской области распоряжением Губернатора Архангельской области от 8 февраля 2018 года N 146-р создан и функционирует координационный совет по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей, возглавляемый Губернатором Архангельской области.
В рамках государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2018 году Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведено 147 проверок.
Наибольший удельный вес в структуре проверок заняли проверки розничной торговли - 78,2 процента (115 проверок) и проверки организаций общественного питания - 11,6 процента (17 проверок).
Согласно данным Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, за 2018 год количество обращений на нарушение прав и законных интересов потребителей составило 2469 (в 2017 году - 2483 обращения).
Анализ этих обращений показывает, что актуальными остались вопросы нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами (1393 обращения, в 2017 году - 1336). Значительная часть этих обращений связана с проявлением в товарах недостатков, обменом товара ненадлежащего качества, неудовлетворением соответствующих требований потребителя, нарушением срока поставки предварительно оплаченного товара и другими вопросами по продаже товаров и оказанию услуг торговли, в том числе при заключении договоров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг (выполнении работ) поступило 1076 обращений (в 2017 году - 1147). Наибольшее количество из них связано с оказанием жилищно-коммунальных услуг (в 2018 году - 341, в 2017 году - 431). В основном обращения касались вопросов непредоставления льгот при выставлении счетов, повышения размера платы за жилое помещение, отсутствия отопления и водоснабжения.
119 граждан обратились по вопросам потребительского кредитования, предоставления и использования банковских карт, страхования и иных финансовых услуг (в 2017 году - 147).
87 обратившихся указывали на нарушение своих прав при оказании услуг общественного питания (в 2017 году - 44).
124 обращения связаны с недостатками или нарушением срока выполненной работы (оказанной услуги), неудовлетворением соответствующих требований потребителя в сфере бытового обслуживания населения (изготовление и установка окон, дверей, мебели, оказание услуг химчистки, ателье и др.) (в 2017 году - 203). 113 обращений - с нарушениями при предоставлении услуг связи (в 2017 году - 99).
В сфере медицинских услуг граждане указывали на ненадлежащее качество предоставляемых услуг и нарушение своих потребительских прав (в 2018 году - 76 обращений, в 2017 году - 34).