Природно-географическое положение повлияло на особенности хозяйственной деятельности в Архангельской области. Экономическое развитие по наиболее традиционным отраслям в Архангельской области базируется на предприятиях лесопромышленного комплекса, строительной индустрии и развитой инфраструктуре торговых портов. Это край лесной индустрии, рыбной промышленности, современного судостроения и российской космонавтики.
Архангельская область является экономически развитым регионом с высокой степенью сырьевой специализации и преобладанием экспортно-ориентированной индустрии, которая сочетается с фрагментным внедрением инновационных технологий, а также с сохранением традиционной (доиндустриальной) хозяйственной деятельности. Города и районы Архангельской области, как правило, имеют ярко выраженную производственную специализацию, причем лесопромышленный комплекс преобладает в 17 муниципальных образованиях Архангельской области.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 28.12.2023 N 1388-пп)
Большие запасы лесных ресурсов обусловили ведущую роль и развитие лесопромышленного комплекса, являющегося основой стабильности Архангельской области на долгосрочную перспективу. При этом отрасль нуждается в технологическом и инфраструктурном развитии, а также в оптимизации лесоэксплуатационной деятельности. Здесь расположены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты: открытое акционерное общество "Архангельский ЦБК", филиал открытого акционерного общества "Группа ИЛИМ" (в городе Коряжме), большое количество деревообрабатывающих заводов и других предприятий лесопромышленного комплекса. Продукция лесопромышленного комплекса поставляется во многие регионы России и СНГ. Она является основной статьей экспорта в зарубежные страны, следовательно, главным источником поступления валютных ресурсов в Архангельскую область.
Приморское положение обусловило развитие гражданского и военного судостроения. Необходимость материально-технического обеспечения судостроения и лесной промышленности способствовала развитию машиностроительного комплекса. Основные производства: судостроение и судоремонт, оборудование для лесопромышленного комплекса, ремонт сельскохозяйственных машин и другой техники. Предприятия оборонного комплекса расположены в основном в городе Северодвинске. Здесь располагается центр атомного судостроения. В Плесецком районе находится 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации "Плесецк". Развитие инноваций в отраслях военно-промышленного комплекса способствует внедрению высоких технологий и в гражданские отрасли промышленности.
Архангельская область располагает огромными водными ресурсами. Здесь насчитывается 70 тыс. больших и малых рек суммарной протяженностью 275 тыс. км. Четыре крупнейшие реки (Северная Двина, Печора, Онега и Мезень) впадают в арктические моря. Широкая и глубокая Северная Двина создает благоприятные условия для навигации и является основным водным путем. Достаточно протяженные морские границы обеспечили развитие промысла рыбы, морского зверя, водорослей. Рыбная продукция поставляется как в регионы России, так и на экспорт. Лесная промышленность и рыбная отрасль являются старейшими в экономике Архангельской области.
Архангельская область располагает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Открыты значительные запасы известняков, цементного сырья, гипсов, песков, глин, строительных камней, подземных вод и других полезных ископаемых. Область обладает большим запасом водных ресурсов, которые способствуют размещению водоемких производств. Усиливается роль минерально-сырьевых баз общероссийского значения (добыча природных алмазов в юго-восточном Беломорье).
Транспортная сеть в регионе размещена неравномерно. Область слабо обеспечена автомобильными дорогами, качественная структура автотранспортной сети не вполне отвечает современным требованиям. Отсутствует автодорожная связь с Ненецким автономным округом. Из-за нехватки мостовых переходов 7 процентов населения не обеспечены постоянно действующим выходом на общероссийскую автодорожную сеть.
Развита сеть местных авиалиний и речного транспорта. Общая длина судоходных речных путей - более 4 тыс. км, 72 процента которых имеют гарантированные глубины. Этот вид транспортных путей используется для сообщения внутри Архангельской области, связывает труднодоступные районы. Основными водными путями являются реки Северная Двина и Вычегда.
Приморское расположение области послужило предпосылкой для строительства морских портовых сооружений. Архангельский морской порт в настоящее время является вторым в мире (после Лондона) по протяженности причальной сети. В порту осуществляется обработка грузов торговых, нефтеналивных, рыболовецких и других типов судов, имеется собственный ледокольный флот, обеспечивающий круглогодичную навигацию. Прорабатывается вопрос о расположении в Архангельске представительства Федерального государственного учреждения "Администрация Северного морского пути".
По территории области проходят две магистральные железные дороги: Москва - Архангельск и Коноша - Воркута. Осуществляется железнодорожное сообщение с Карелией и Мурманской областью, с Кировской областью (через Котлас). Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р, на территории Архангельской области предусмотрено строительство новых железнодорожных линий:
"Белкомур" (Белое море - Коми - Урал);
Архангельск - Мезенская приливная электростанция (Мезенский, Приморский районы);
Коноша - Медгора.