В настоящее время на территории Архангельской области проживает 4532 ребенка-инвалида (в 2014 году - 4378 детей), что составляет 1,9 процента от общего количества детского населения Архангельской области (235 000 детей).
Более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных организациях в Архангельской области (далее - общеобразовательные организации).
В Архангельской области 60 общеобразовательных организаций (13,5 процента от общего количества общеобразовательных организаций) имеют лицензии на право реализации специальных (коррекционных) программ.
Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области представлена:
17 государственными образовательными организациями Архангельской области, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
более 400 группами и классами в общеобразовательных организациях для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта, множественными нарушениями развития, дошкольными и школьными логопедическими пунктами;
10 центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
14 психолого-медико-педагогическими комиссиями;
образовательными организациями высшего образования, осуществляющими на территории Архангельской области работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров.
В указанную систему включены также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Детям, обучающимся на дому, не имеющим нарушений в интеллектуальном развитии, при согласии родителей предоставлена возможность обучаться дистанционно. На период получения образования в дистанционной форме обучающимся предоставляется компьютерное оборудование и обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Количество детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных образовательных технологий, ежегодно растет. Если в 2009 году в реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" участвовало 6 обучающихся, то с 1 сентября 2015 года в данной форме приступили к обучению 72 ребенка-инвалида.
В Архангельской области расширяется практика участия детей с инвалидностью в едином государственном экзамене. Созданы особые условия при проведении единого государственного экзамена (выделение отдельной аудитории, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования, предоставление возможности увеличить продолжительность экзамена на 1,5 часа): в 2011 году - 10 выпускникам, в 2012 году - 18 выпускникам, в 2013 году - 14 выпускникам, в 2014 году - 22 выпускникам, 2015 году - 26 выпускникам.
На территории Архангельской области на базе пяти государственных образовательных организаций Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также трех государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области функционируют ресурсные центры сопровождения инклюзивного образования (города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Няндома).
Педагогические работники данных государственных образовательных организаций Архангельской области оказывают консультативную помощь работникам муниципальных образовательных организаций, родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, проводят обучающие семинары с привлечением научных сотрудников ведущих образовательных организаций высшего образования страны, выпускают сборники об опыте работы в данной сфере деятельности.