1. По состоянию на 1 января 2015 года на территории Архангельской области действуют 224 муниципальные образования, в том числе 7 городских округов, 19 муниципальных районов, 20 городских поселений и 178 сельских поселений. 45 сельских поселений имеют численность населения до 500 жителей, а 54 сельских поселения - не более 1 тыс. жителей. Происходит процесс урбанизации населения: в 2003 году городское население составляло 75 процентов от общего числа жителей области, в 2015 году - 77 процентов. Количество сельских жителей сократилось с 330 тыс. жителей до 260 тыс. жителей, что составляет 21 процент от численности населения Архангельской области.
Местные бюджеты таких поселений не позволяют эффективно решать вопросы местного значения, поскольку большая часть расходов направляется на содержание органов местного самоуправления.
На территории небольших поселений не сложилась значимая экономическая основа, отсутствуют собственные производства. Нередки случаи, когда местные администрации поселений выступают в качестве основного работодателя для жителей поселения.
В связи с тем, что налоговые поступления в местные бюджеты таких поселений минимальны, собственных средств не хватает на содержание как самих органов местной администрации, так и на развитие территории и решение вопросов местного значения. В частности, в ряде поселений с численностью менее 1 тыс. человек расходы на содержание органов управления составляют до 80 процентов расходов местных бюджетов и превышают долю собственных доходов в шесть раз.
В период с 2012 года по 2015 год в Шенкурском, Верхнетоемском и Холмогорском муниципальных районах преобразовано 10 сельских поселений путем объединения в 5 сельских поселений.
Управление муниципальным районом с большим количеством поселений значительно затруднено и требует больших расходов на деятельность органов местного самоуправления (формирование отдельных органов местного самоуправления, системы муниципальных нормативных правовых актов и источников их официального опубликования, местных бюджетов, бюджетного учета и отчетности, официального сайта).
В Архангельской области имеется потенциал для продолжения процессов объединения поселений. При этом, как правило, не планируется объединение поселений в тех муниципальных районах, в которых число поселений сравнительно невелико в силу уже проведенной работы по укрупнению сельских администраций при вступлении в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Также необходимость объединения поселений стала актуальной в связи с передачей существенной части полномочий на уровень муниципальных районов.
При этом федеральным законодателем (Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации") осуществлена передача собственных налоговых доходов местных бюджетов сельских поселений в пользу муниципальных районов. Это сделано в целях финансового обеспечения реализации передаваемых муниципальным районам от сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения. Данная мера приведет к фактической невозможности финансового обеспечения содержания местных администраций сельских поселений в существующем виде.
При объединении поселений необходимо обеспечить:
учет мнения населения;
постоянное присутствие представителя органов местного самоуправления на территории упраздненного в результате процессов объединения поселения;
сохранение в местных бюджетах средств, сэкономленных в результате объединения поселений;
транспортную доступность жителей;