Для достижения цели и задач настоящей Концепции ее реализация на территориях муниципальных образований должна проходить в несколько этапов.
1. Анализ сложившихся на территориях муниципальных районов систем управления с учетом качества исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, сложившегося их распределения между органами местного самоуправления, кадрового потенциала территории и мнения общественности о работе органов местного самоуправления.
В рамках данной работы необходимо организовать информирование, а также обсуждение с жителями, муниципальными служащими и работниками местных администраций поселений, депутатами представительных органов поселений задач и механизмов создания муниципальных округов в Архангельской области.
В частности, при организации информирования следует исходить из того, что создание муниципальных округов не преследует цели сокращения глав поселений и муниципальных служащих местных администраций поселений, а предусматривает перепрофилирование их деятельности в рамках деятельности местных администраций "единых" муниципальных округов. Упразднение сельских поселений не влечет отмену (прекращение) предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, так как их предоставление связано со статусом соответствующего населенного пункта (сельский населенный пункт, рабочий поселок), который не меняется в связи с созданием муниципальных округов в Архангельской области.
Также в соответствии с областным законом от 23 сентября 2009 года N 65-5-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Архангельской области" создание муниципального округа не влечет упразднение соответствующего района Архангельской области как административно-территориальной единицы Архангельской области. При этом перечень районов Архангельской области как административно-территориальных единиц определен подпунктом "а" пункта 2 статьи 4 Устава Архангельской области.
2. На основе инициативы органов местного самоуправления и с учетом мнения населения, высказанного на публичных слушаниях в преобразуемых муниципальных образованиях, а также с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, преобразование муниципального района и входящих в его состав поселений в муниципальный округ.
В соответствии с частью 3.1 - 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в данном случае отдельно принимаемым областным законом осуществляется объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.
При разработке проектов конкретных областных законов о создании муниципальных округов предлагается использовать опыт преобразования муниципальных образований в Архангельской области (укрупнения сельских поселений).
3. Подготовка эффективной структуры управления территорией муниципального округа с учетом:
создания на территориях действующих городских и сельских поселений территориальных органов (обособленных рабочих мест) местной администрации муниципального округа, определения состава их полномочий и правового статуса (с наделением правами юридического лица либо без наделения правами юридического лица);
усиления отраслевой специализации органов управления (отраслевых (функциональных) органов) местной администрации муниципального округа;
создания условий по применению современных подходов и методов управления (проектное управление, электронный бюджет, антимонопольный комплаенс, совершенствование контрольно-надзорной деятельности и т.д.).
4. Расширение действующих форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, формирование и развитие механизмов "обратной связи" органов местного самоуправлениями с жителями муниципального образования, включая:
развитие территориального общественного самоуправления;