Внести в областной закон от 3 июня 2003 года N 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» («Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов», 2003, N 22; 2004, N 31; 2006, N 9, 13; 2007, N 16; 2008, N 25, 30; ноябрь, внеоч.; 2009, N 4, 5, 6; 2010, N 15, 16; 2011, N 20, 25; 2012, N 28, 33; 2013, N 38, 39, 40, 41, 2, 4; 2014, N 6, 7, 9) следующие изменения и дополнения:
1. Первое предложение пункта 5 статьи 8 дополнить словами «, а в случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктами 1 или 2 статьи 58 настоящего закона - не позднее чем за 3 дня до дня досрочного голосования».
2. В статье 24:
1) второе предложение пункта 5 изложить в следующей редакции: «В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).»;
2) в пункте 6:
- подпункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, который предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, которая изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;»;
- дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.»;
3) в пункте 6.1 слова «Кандидат также представляет в окружную избирательную комиссию» заменить словами «Кандидатом вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 5 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию также должны быть представлены составленные»;
4) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.».
3. В статье 25:
1) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
«7.1. В список кандидатов по единому избирательному округу наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов по единому избирательному округу.»;
2) в пункте 10:
- слово «общеобластную» заменить словом «общерегиональную»;
- слово «Общеобластная» заменить словом «Общерегиональная»;
3) дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 5 - 7 статьи 24 настоящего закона, является основанием для исключения избирательной комиссией области этого кандидата из списка кандидатов по единому избирательному округу до его заверения.».
4. В статье 26.1:
1) в пункте 1:
- после слов «Уполномоченный представитель избирательного объединения» дополнить словами «вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 5 статьи 24 настоящего закона,»;
- подпункт 2 исключить;
2) в пункте 2 слова «заверенной уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи» заменить словами «заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 5 статьи 24 настоящего закона»;
3) второе предложение пункта 3 после слов «(заверенными выписками из списка)» дополнить словами «и заявлениями кандидатов, указанными в пункте 5 статьи 24 настоящего закона,».
5. В статье 27:
1) в пункте 1 слова «свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иные сведения о себе» заменить словом «документы»;
2) в пункте 2:
- слова «Заявление о выдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы» заменить словом «Документы»;
- слова «заявление представляется» заменить словами «документы представляются».
6. Статью 28 изложить в следующей редакции:
«Статья 28. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов
1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона.
2. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
3. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
4. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
5. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
6. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону.
7. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 7 статьи 24 настоящего закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
8. В подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
9. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
10. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
11. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
12. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
13. После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной избирательной комиссией области. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
14. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в соответствующую избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
15. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.».
7. Статью 30 исключить.
8. В статье 31:
1) в пункте 1 слова «в двух экземплярах» исключить;
2) пункт 2 дополнить подпунктами 1 - 2.1 следующего содержания:
«1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией области (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей);
2.1) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;»;
3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. При приеме документов для регистрации списка кандидатов избирательная комиссия области выдает уполномоченному представителю избирательного объединения документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема. В случае представления подписных листов избирательная комиссия области заверяет каждую папку с подписными листами печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает уполномоченному представителю избирательного объединения документ, подтверждающий прием представленных документов и подписных листов, с указанием даты и времени приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей.»;
4) дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
«4. При приеме документов для регистрации кандидата окружная избирательная комиссия выдает кандидату документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема. В случае представления подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждую папку с подписными листами печатью окружной избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату документ, подтверждающий прием представленных документов и подписных листов, с указанием даты и времени приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей.
5. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения времени, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.».
9. В статье 32:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Избирательная комиссия области проверяет соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов, предусмотренного настоящим законом, каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим законом документы. Если избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, избирательная комиссия области проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия области проверяет достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с Федеральным законом и настоящим законом.»;
2) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.»;
3) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией области. При проведении жеребьевки в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу, а в избирательной комиссии области - уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов. О времени проведения жеребьевки и проверки подписных листов должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное для регистрации количество подписей избирателей. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке любому кандидату, представившему необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его доверенному лицу или уполномоченному представителю, уполномоченному представителю или доверенному лицу любого избирательного объединения, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.»;