УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 27 января 2015 года N 15-пп
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА
Архангельской области на 2015 год
и на плановый период 2016 и 2017 годов
Долговая политика Архангельской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - долговая политика) является частью бюджетной политики, и управление государственным долгом Архангельской области (далее - государственный долг) непосредственно связано с бюджетным процессом.
При недостаточности доходных источников покрытия дефицита областного бюджета, а также для исполнения принятых расходных обязательств Архангельской области возникает необходимость привлечения заемных источников финансирования дефицита областного бюджета. В связи с финансированием дефицита областного бюджета за счет государственных заимствований с 2008 года наблюдается тенденция увеличения объема государственного долга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Архангельской области (далее - долговые обязательства) могут существовать в виде обязательств:
1) по государственным ценным бумагам Архангельской области;
2) по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) по кредитам, полученным Архангельской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
4) по государственным гарантиям Архангельской области.
Объем государственного долга за период 2008 - 2014 годов увеличился в 16 раз, или в абсолютном выражении на 30 737 млн. рублей. Изменилась и структура государственного долга.
В качестве основных источников финансирования дефицита областного бюджета в 2008 - 2014 годах использовались государственные внутренние заимствования в виде кредитных ресурсов кредитных организаций и бюджетных кредитов из федерального бюджета.
В 2008 году долговые обязательства составляли государственные гарантии Архангельской области (62 процента), бюджетные кредиты из федерального бюджета (13 процентов) и кредиты кредитных организаций (25 процентов). По итогам 2014 года доля кредитов кредитных организаций в структуре государственного долга составила 66 процентов, бюджетных кредитов - 33 процента, гарантий - 1 процент.
В 2014 году из-за изменения макроэкономической ситуации Банк России неоднократно поднимал ключевую ставку (с 5,5 процента годовых до 17,0 процента годовых).
Для субъектов Российской Федерации, в том числе и Архангельской области, повышение ключевой ставки вызвало ухудшение условий банковского кредитования - произошел резкий рост стоимости кредитных ресурсов банков с одновременным сокращением сроков кредитования, ужесточением условий кредитования.
С целью минимизации влияния на областной бюджет негативных тенденций, складывающихся на рынке банковского кредитования, Министерство финансов Российской Федерации в 2014 году предоставило Архангельской области 4669 млн. рублей бюджетных кредитов для замещения долговых обязательств в виде кредитов кредитных организаций.
Вместе с тем в среднесрочной перспективе прогнозируется рост расходов на обслуживание государственного долга, что связано с ростом рыночной стоимости внутренних заимствований в виде кредитов коммерческих банков.
Цели и задачи долговой политики на 2015 - 2017 годы
Основной целью долговой политики на 2015 - 2017 годы является обеспечение исполнения расходных обязательств Архангельской области в полном объеме по возможно низкой стоимости.
Задачи, которые необходимо решить при реализации долговой политики в 2015 - 2017 годах:
1) поддержание параметров государственного долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и государственным ценным бумагам Архангельской области к 1 января 2017 года до уровня 50 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 год;
3) сохранение дефицита областного бюджета на уровне, утвержденном на 2015 год, по состоянию на 1 января 2015 года и его поэтапное снижение к 1 января 2017 года до 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 год;
4) обеспечение постоянного доступа на рынки капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
5) совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом, в том числе оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам государственных заимствований, сокращение доли рыночных долговых обязательств, сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований.
Основные направления долговой политики на 2015 - 2017 годы
Основными направлениями долговой политики являются:
1) направление дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств Архангельской области;