4. Меры по реализации стратегии
4.1. Основными направлениями реализации стратегии являются:
1) мониторинг всех процессов и явлений, связанных с продажей и потреблением табака, негативными последствиями потребления табака, ходом реализации и оценкой эффективности стратегии (далее - мониторинг);
2) защита от воздействия окружающего табачного дыма;
3) оказание помощи по прекращению потребления табака;
4) информирование о вреде потребления табака для здоровья.
4.2. Меры по мониторингу:
1) создание системы сбора, обработки, анализа и распространения информации о взаимосвязи состояния здоровья населения Архангельской области и потребления табака и об иных вопросах, связанных с потреблением табака;
2) создание областного регистра больных хронической обструктивной болезнью легких;
3) проведение исследования функции внешнего дыхания (спирометрии) для курящих пациентов один раз в два года во время осуществления мероприятий Всемирного дня спирометрии (14 октября) в центрах здоровья или иных специально оборудованных местах;
4) обеспечение внесения данных о курении в медицинские карты амбулаторных больных или иные документы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения;
5) регулярное проведение опросов (исследований) в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе операционных исследований по мониторингу потребления табака и эффективности проводимых мероприятий, с учетом международных стандартов (в частности, Глобальной системы эпидемиологического надзора за потреблением табачных изделий (Global Tobacco Surveillance System);
6) организация и проведение научных исследований в указанной сфере (в первую очередь для определения уровня заболеваемости и смертности по причинам, связанным с потреблением табака; для определения последствий активного и пассивного курения беременных женщин для их здоровья и здоровья их детей и выработки рекомендаций по лечению и профилактике);
7) координация и укрепление сотрудничества экспертов и иных лиц, осуществляющих мониторинг в сфере защиты населения от последствий потребления табака или участвующих в принятии решений в указанной сфере;
8) обеспечение обмена информацией с российскими, международными и региональными организациями для получения (оказания) методической и иной поддержки в проведении мониторинга;
9) оценка эффективности и согласованности реализуемых мер в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе с мерами, реализуемыми на международном, федеральном и региональном уровнях;
10) осуществление мониторинга применения законодательства, выработка и направление предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
4.3. Меры по защите от воздействия окружающего табачного дыма:
1) проведение просветительских и информационных кампаний (в том числе в средствах массовой информации), направленных на повышение осведомленности населения о вреде курения табака для окружающих;
2) опубликование результатов опросов, исследований, информирование о положениях законодательства о защите от воздействия окружающего табачного дыма, об их применении и ответственности за их нарушение, в том числе о перечне мест, где полностью или частично запрещено курение;
3) исполнение указанных положений законодательства, осуществление контроля исполнения и содействие исполнению;
4) создание и обеспечение эффективного функционирования территорий и зон, свободных от табачного дыма (в первую очередь в организациях, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, организациях общественного питания, в местах отдыха и массового пребывания людей; проведение мероприятий, свободных от табачного дыма; оказание методической и организационной поддержки этой деятельности;
5) поддержка инициатив и проектов, мотивирующих выбор "бездымного" поведения в жилых помещениях и транспортных средствах;
6) изучение опыта других субъектов Российской Федерации и других стран по защите от воздействия окружающего табачного дыма и распространение информации об опыте Архангельской области в данной сфере;
7) организация контроля содержания табачного дыма в воздухе закрытых помещений;
8) осуществление медицинской профилактики, оказание психологической помощи для групп риска, склонных к началу потребления табака;
9) определение возможных способов, препятствующих организации и проведению культурных, спортивных, физкультурных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;
10) разработка механизмов, исключающих спонсорство со стороны табачных организаций, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными организациями любых акций и мероприятий в сфере образования, физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также исключающих оказание табачными организациями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры.