АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2012 года N 1596


Об утверждении стратегии Архангельской области по защите населения
от последствий потребления табака на 2012-2020 годы

(с изменениями на 24 апреля 2019 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 24 сентября 2014 года N 531;

постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 18 февраля 2015 года N 717;

постановлением Архангельского Областного Собрания депутатов от 24 апреля 2019 года N 284

 ____________________________________________________________________

Областное Собрание депутатов

постановляет:

1. Утвердить стратегию Архангельской области по защите населения от последствий потребления табака на 2012-2020 годы (далее - стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Рекомендовать органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, иным органам и организациям провести разъяснительную работу с населением по реализации стратегии.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель областного
Собрания депутатов
В.С. Фортыгин

 

Приложение
к постановлению
областного Собрания депутатов
от 17 октября 2012 года N 1596
(в редакции постановления
 Архангельского Областного
 Собрания депутатов
 от 24 апреля 2019 года N 284 -
 см. предыдущую редакцию)

     
Стратегия Архангельской области по защите населения
от последствий потребления табака на 2012-2020 годы


1. Введение


Курение является одним из наиболее серьезных предотвратимых факторов риска для здоровья, которому подвергаются не только курящие граждане, но и те, кто вынужден вдыхать табачный дым из окружающего воздуха.

По данным исследования "Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака" (GATS) 2009 года, в России курит почти 40% населения, из них практически половина граждан России в самой экономически и демографически активной возрастной группе - от 19 до 44 лет. Курят около 43,9 миллиона взрослых жителей страны, т.е. 60,2% мужчин и 21,7% женщин.

Тем же опросом выявлено, что ежедневно курят 33,8% взрослых, причем их число среди мужчин (55,0%) значительно отличается от числа курящих среди женщин (16,3%). В среднем постоянный взрослый курильщик табака выкуривает 17 сигарет в день; мужчины - 18 сигарет в день, женщины - 13 сигарет в день.

Исследование, проведенное в Архангельске в 2011 году, показало, что доля курящих составляет 35%.

Серьезную обеспокоенность вызывают данные о курении среди подростков и беременных женщин. В Архангельске доля подростков, хотя бы раз в жизни попробовавших курить, составляет около 60%. При этом разница в опыте курения между мальчиками и девочками незначительна, а 18,7% подростков пробовали выкурить первую сигарету до достижения 10-летнего возраста.

Распространенность табакокурения среди беременных женщин в городе Архангельске превышает 20%. По данным исследований, пассивному курению во время беременности подвергается 23,5% женщин (в большинстве случаев со стороны мужа и других родственников). Активное и пассивное курение беременных женщин приводит к тому, что у детей, родившихся у них, чаще наблюдаются депрессивные состояния, тревожность, дефицит внимания, гиперактивность, нарушения поведения.

Добровольное желание курящих граждан подвергнуть свое здоровье риску и формируемая в результате этого никотиновая зависимость составляют только часть проблемы табакокурения. Не менее серьезной является проблема вынужденного пассивного курения. Окружающий воздух загрязняется табачным дымом не только на улицах, в барах и ресторанах, но и на рабочих местах, на транспорте, в подъездах жилых домов и в жилых помещениях. Наличие некоторых запретов и ограничений в этой сфере улучшает ситуацию лишь частично.

Для того чтобы остановить "табачную эпидемию", необходимо взаимодействие всех институтов гражданского общества, а также законодательной, исполнительной и судебной власти в вопросах разработки и реализации действенных мер по ограничению курения табака.

Стратегия основана на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, положениях Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, положениях Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р.

С учетом необходимости определения долгосрочных приоритетов в сфере защиты населения от последствий потребления табака стратегия принимается на период до 2020 года.

Реализация стратегии на территории Архангельской области полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и является необходимым условием повышения уровня здоровья населения, стабилизации демографической ситуации, успешного социально-экономического развития региона.

(пункт в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 18 февраля 2015 года N 717 - см. предыдущую редакцию)

2. Основные принципы реализации стратегии


Основными принципами реализации стратегии являются:

1) приоритет права граждан на здоровье и чистый воздух по сравнению с правом на потребление табачной продукции и интересами табачной промышленности;

2) создание условий для ведения здорового образа жизни и всестороннее содействие гражданам в выполнении их обязанности заботиться о сохранении своего здоровья и не допускать причинения вреда окружающим;

3) принятие решений на основе анализа всех доступных данных, результатов научных исследований, использования передового российского и международного опыта;

4) взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, граждан в осуществлении мер, направленных на снижение потребления табака и минимизацию ущерба, наносимого им здоровью граждан;

5) использование результатов научных исследований при разработке и реализации мер по борьбе с табакокурением;

6) информационная открытость и независимость оценки результатов реализации стратегии.



3. Цель и индикаторы стратегии


3.1. Целью стратегии является создание условий для защиты населения Архангельской области от последствий потребления табака, в том числе от воздействия окружающего табачного дыма.

3.2. Основными индикаторами (целевыми ориентирами) стратегии являются:

1) уровень заболеваемости и смертности от причин, связанных с потреблением табака;

2) распространенность потребления табака среди населения Архангельской области в целом и по каждой социальной группе (особенно среди несовершеннолетних граждан и беременных женщин);

3) число граждан, обратившихся за помощью по прекращению потребления табака, и число тех, кто излечился от табачной зависимости;

4) доля некурящих граждан, подвергающихся воздействию окружающего табачного дыма в Архангельской области в целом и в отдельных социальных группах (особенно среди несовершеннолетних граждан и беременных женщин);

5) степень защиты граждан от воздействия окружающего табачного дыма в учреждениях и организациях, на территориях образовательных, медицинских, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры;

6) количество исследований, предметом которых являются потребление табака и его негативные последствия для здоровья человека;

7) число пациентов, по которым собрана информация о статусе курения, а также пациентов, прошедших спирометрию;

8) количество общественных инициатив и проектов, направленных на защиту от последствий потребления табака (в том числе на защиту от воздействия табачного дыма в жилых домах);

9) количество специалистов по вопросам защиты от последствий потребления табака, а также уровень их квалификации;

10) число организаций и индивидуальных предпринимателей, прекративших или ограничивших продажу табачных изделий (как добровольно, так и на основании требований законодательства).

4. Меры по реализации стратегии


4.1. Основными направлениями реализации стратегии являются:

1) мониторинг всех процессов и явлений, связанных с продажей и потреблением табака, негативными последствиями потребления табака, ходом реализации и оценкой эффективности стратегии (далее - мониторинг);

2) защита от воздействия окружающего табачного дыма;

3) оказание помощи по прекращению потребления табака;

4) информирование о вреде потребления табака для здоровья.

4.2. Меры по мониторингу:

1) создание системы сбора, обработки, анализа и распространения информации о взаимосвязи состояния здоровья населения Архангельской области и потребления табака и об иных вопросах, связанных с потреблением табака;

2) создание областного регистра больных хронической обструктивной болезнью легких;

3) проведение исследования функции внешнего дыхания (спирометрии) для курящих пациентов один раз в два года во время осуществления мероприятий Всемирного дня спирометрии (14 октября) в центрах здоровья или иных специально оборудованных местах;

4) обеспечение внесения данных о курении в медицинские карты амбулаторных больных или иные документы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения;

5) регулярное проведение опросов (исследований) в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе операционных исследований по мониторингу потребления табака и эффективности проводимых мероприятий, с учетом международных стандартов (в частности, Глобальной системы эпидемиологического надзора за потреблением табачных изделий (Global Tobacco Surveillance System);

6) организация и проведение научных исследований в указанной сфере (в первую очередь для определения уровня заболеваемости и смертности по причинам, связанным с потреблением табака; для определения последствий активного и пассивного курения беременных женщин для их здоровья и здоровья их детей и выработки рекомендаций по лечению и профилактике);

7) координация и укрепление сотрудничества экспертов и иных лиц, осуществляющих мониторинг в сфере защиты населения от последствий потребления табака или участвующих в принятии решений в указанной сфере;

8) обеспечение обмена информацией с российскими, международными и региональными организациями для получения (оказания) методической и иной поддержки в проведении мониторинга;

9) оценка эффективности и согласованности реализуемых мер в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе с мерами, реализуемыми на международном, федеральном и региональном уровнях;

10) осуществление мониторинга применения законодательства, выработка и направление предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

4.3. Меры по защите от воздействия окружающего табачного дыма:

1) проведение просветительских и информационных кампаний (в том числе в средствах массовой информации), направленных на повышение осведомленности населения о вреде курения табака для окружающих;

2) опубликование результатов опросов, исследований, информирование о положениях законодательства о защите от воздействия окружающего табачного дыма, об их применении и ответственности за их нарушение, в том числе о перечне мест, где полностью или частично запрещено курение;

3) исполнение указанных положений законодательства, осуществление контроля исполнения и содействие исполнению;

4) создание и обеспечение эффективного функционирования территорий и зон, свободных от табачного дыма (в первую очередь в организациях, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, организациях общественного питания, в местах отдыха и массового пребывания людей; проведение мероприятий, свободных от табачного дыма; оказание методической и организационной поддержки этой деятельности;

5) поддержка инициатив и проектов, мотивирующих выбор "бездымного" поведения в жилых помещениях и транспортных средствах;

6) изучение опыта других субъектов Российской Федерации и других стран по защите от воздействия окружающего табачного дыма и распространение информации об опыте Архангельской области в данной сфере;

7) организация контроля содержания табачного дыма в воздухе закрытых помещений;

8) осуществление медицинской профилактики, оказание психологической помощи для групп риска, склонных к началу потребления табака;

9) определение возможных способов, препятствующих организации и проведению культурных, спортивных, физкультурных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;

10) разработка механизмов, исключающих спонсорство со стороны табачных организаций, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными организациями любых акций и мероприятий в сфере образования, физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также исключающих оказание табачными организациями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры.

4.4. Меры, направленные на оказание помощи по прекращению потребления табака:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»