Одной из ключевых проблем Архангельской области является слабо развитая инфраструктура муниципальных районов Архангельской области, вызванная особенностями территории и климата Архангельской области, острый дисбаланс между уровнем деловой активности в крупных городах, административных центрах муниципальных районов Архангельской области и поселениях. Так, наблюдается неравномерное распределение малых предприятий (в том числе микропредприятий) по городским округам и муниципальным районам Архангельской области.
Архангельской области необходим переход к новому этапу развития, целью которого является повышение качества жизни, которое регион может обеспечить своим жителям. Такой переход возможен путем развития социального предпринимательства, позволяющего не только расширить спектр предоставляемых социальных услуг, но и создать систему стимулов для реализации проектов на принципах самоокупаемости.
Задачи, которые решаются в рамках сферы социального предпринимательства:
1) социализация и ресоциализация социально уязвимых групп населения, в частности: работа с экономически активными людьми старшего возраста, в том числе с пенсионерами, поддержка социально незащищенных и нереализовавших в полной мере свой профессиональный потенциал женщин, адаптация военнослужащих к жизни вне службы, реализация проектов, направленных на трудоустройство бездомных, обеспечение занятости инвалидов;
2) обеспечение занятости населения, в том числе за счет развития молодежного предпринимательства, поддержка проектов, обеспечивающих самозанятость населения, создание рабочих мест, обеспечивающих деятельность социального предприятия;
3) развитие социальной сферы, связанное с уменьшением нагрузки на бюджеты всех уровней, за счет деятельности социальных предпринимательских проектов, сферы, где на сегодняшний день доминирует государство (проекты в сфере развития дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, массового спорта);
4) территориальное развитие за счет развития некоммерческих организаций, включая территориальное общественное самоуправление;
5) развитие культурной среды за счет максимально эффективного использования социальными предпринимателями потенциала существующих и вновь создаваемых учреждений культуры.
На текущем этапе государственная поддержка социального предпринимательства в Архангельской области оказывается в рамках государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 -2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года N 462-пп.
Основные направления поддержки:
1) финансовая поддержка оказывается в форме предоставления субсидий на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидий на поддержку инновационных бизнес-проектов. Так, при рассмотрении проектов конкурсной комиссией одним из критериев оценки является социальная значимость проекта для Архангельской области;
2) поддержка в сфере образования оказывается в форме бесплатного и льготного бизнес-обучения кадров (проведение конференций, тренингов, семинаров, лекций, круглых столов) для руководителей и сотрудников малых и средних предприятий;
3) консультативная поддержка оказывается по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по правовым вопросам и вопросам бизнес-планирования в форме предоставления доступа к базам данных, дистанционного консультирования. Начинающие предприниматели получают информационную поддержку по вопросам регистрации организаций, особенностей законодательства Российской Федерации в различных сферах деятельности. Региональный бизнес-инкубатор знакомит начинающих предпринимателей с системой финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, программами бизнес-образования, системой требований к охране труда, порядком и правилами оформления журнала проверок;
4) имущественная поддержка оказывается посредством формирования перечня государственного имущества Архангельской области, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности). Имущественная поддержка оказывается на основании статьи 26.3 областного закона от 29 октября 2008 года N 585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области».
Поддержка сферы социального предпринимательства требует реализации специфических мер, решения ряда фундаментальных вопросов, в частности, разработки эффективной методологии идентификации социального предпринимательства, а также оценки эффективности социального бизнеса.
Важность и своевременность разработки настоящей Концепции подтверждают результаты опроса субъектов предпринимательства в рамках исследования государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр изучения общественного мнения» в 2013 году на тему «Выявление потребности субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области в обеспечении объектами инфраструктуры поддержки». По результатам опроса 22,5 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (90 респондентов) полностью уверены в социальной ориентированности своего бизнеса, 32,75 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (131 респондент) частично уверены в социальной ориентированности своего бизнеса. Таким образом, 55,75 процента респондентов считают, что они оказывают социальные услуги нуждающимся гражданам. Оказываемые социальные услуги населению распределились следующим образом:
первое место занимает социальная услуга по содействию профессиональной ориентации в трудоустройстве, включая содействие самозанятости (эту услугу оказывают 12,75 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (51 респондент);
второе место занимает выпуск периодичных печатных изданий и книжной продукции (эту услугу оказывают 12,25 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (49 респондентов);
третье место занимает перечень таких услуг, как бесплатная доставка продуктов, одежды, лекарственных средств, оказание бесплатных информационных услуг, льготный ремонт транспортных средств инвалидов, спонсорская помощь государственным бюджетным образовательным организациям Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (эти виды услуг оказывают 11,25 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (45 респондентов).
По состоянию на 1 января 2013 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, малое предпринимательство в социальной сфере в Архангельской области характеризуется следующими показателями:
Показатель | 2011 год | 2012 год | |
1 | 2 | 3 | |
1. | Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий), ед., всего в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство образование здравоохранение и предоставление социальных услуг предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 12 251 | 14 216 |
2. | Численность занятых на малых предприятиях в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
|
образование здравоохранение и предоставление социальных услуг предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 77 | нет данных | |
3. | Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий), млн. руб. в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство образование здравоохранение и предоставление социальных услуг предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта предоставление персональных услуг | 123 411 | 116 571 |
4. | Средняя заработная плата на малых предприятиях, руб. в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство образование здравоохранение и предоставление социальных услуг предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта предоставление персональных услуг | 14 558 | 17 425 |
Таким образом, несмотря на общее снижение оборота малых предприятий и численности занятых, в сферах, которые могут быть отнесены к социальному предпринимательству, наблюдается положительная динамика по всем четырем анализируемым показателям.
В последние годы в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса в инфраструктурных отраслях, которые ранее находились в государственной собственности и государственном управлении, в том числе в социальной сфере. Государство передает право временного пользования социальными объектами частному сектору, закрепляя за собой функции регулирования и контроля за их деятельностью. Такое взаимодействие осуществляется в рамках государственно-частного партнерства. Это связано с тем, что в бюджете нет достаточных финансовых ресурсов, позволяющих обеспечивать удовлетворение растущего спроса на услуги социальной сферы со стороны общества.
В рамках подпрограммы N 3 «Развитие государственно-частного партнерства» государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 462-пп, предусмотрены мероприятия по привлечению негосударственных организаций к обеспечению оказания медицинских услуг населению.
В 2013 году в муниципальном образовании «Город Архангельск» начал работу центр амбулаторного диализа, открытый в рамках государственно-частного партнерства.
В качестве приоритетного направления деятельности предполагается дальнейшее развитие различных форм государственно-частного партнерства и вывода ряда несвойственных функций на аутсорсинг. Доля услуг, которые в настоящее время переданы на аутсорсинг, крайне невелика и составляет 4,7 процента от общего финансирования сферы здравоохранения Архангельской области.