2.1. ПАСПОРТ
подпрограммы N 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма «Развитие дошкольного, общего подпрограммы и дополнительного образования детей» (далее -подпрограмма N 1) | |||
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | министерство образования и науки | |||
Соисполнители подпрограммы | - | нет | |||
Цель подпрограммы | - | обеспечение доступности и- качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей, соответствующего потребностям граждан, требованиям инновационного социально-экономического развития Архангельской области. Перечень целевых показателей подпрограммы N 1 приведен в приложении N 1 к государственной программе | |||
Участники подпрограммы | - | государственные бюджетные учреждения Архангельской области и государственные автономные учреждения Архангельской области, находящиеся в ведении министерства образования и науки (далее -государственные бюджетные и автономные учреждения); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области (далее - органы местного самоуправления Архангельской области); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ненецкого автономного округа (далее - органы местного самоуправления Ненецкого автономного округа) | |||
Задачи подпрограммы | - | задача N 1 - совершенствование образовательных технологий и содержания общеобразовательных программ дошкольного, общего и дополнительного образования детей; задача N 2 - совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний среди обучающихся и воспитанников, направленных на выявление и развитие способностей и талантов детей; задача N 3 - создание объективной системы оценки качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей | |||
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2013 -2018 годы. Подпрограмма N 1 реализуется в один этап | |||
Объем и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы N 1 составляет - 91 465 533,80 тыс. рублей: в том числе: средства федерального бюджета - 597 228,00 тыс. рублей; средства областного бюджета - 90 664 024,80 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 35 000,00 тыс. рублей; внебюджетные средства - 169 281,00 тыс. рублей |
2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 1, описание основных проблем
В Архангельской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», проекта по модернизации региональных систем общего образования, долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 02 сентября 2008 года N 194-па/28 (далее - долгосрочная целевая программа «Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы»), приняты меры, направленные на повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
Доля государственных общеобразовательных организаций Архангельской области и муниципальных общеобразовательных организаций муниципальных образований Архангельской области (далее в подпрограмме N 1 - общеобразовательные организации), в которых улучшены учебно-материальные и материально-технические условия, по сравнению с 2008 годом увеличилась с 15 до 30 процентов. Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современным учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, выросла с 29 до 66 процентов.
Доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для реализации федеральных требований к указанным организациям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, по сравнению с 2008 годом увеличилась с 24,7 до 50,5 процента.
Существенные изменения произошли в сфере информатизации общего образования. Общеобразовательным организациям, являющимся самостоятельными юридическими лицами, обеспечен высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В 2012 году показатель «число обучающихся на один компьютер» составил 11 человек (2008 год - 15,3 человека). Более 70 процентов компьютерной техники, используемой в учебно-воспитательном процессе, отвечает современным требованиям. Более 50 процентов общеобразовательных организаций имеют собственную программу информатизации.
Увеличивается численность обучающихся, задействованных в системе областных мероприятий, направленных на выявление и поддержку интеллектуальной одаренности детей, а также мероприятий воспитательной и спортивной направленности (с 5000 мероприятий в 2008 году до 7500 -в 2012 году).
Показатели обеспечения доступности качественного общего образования для детей школьного возраста независимо от места проживания, выраженные в доле обучающихся, успешно завершивших среднее общее образование, по сравнению с 2008 годом стабильны и составляют в среднем 99,4 процента.
Однако в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей остаются проблемы, требующие дальнейшего целенаправленного решения и дополнительного ресурсного обеспечения.
В соответствии с Указом Президента N 599 необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100-процентного уровня доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, принять действенные меры, направленные на ликвидацию очередей в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования.
В Архангельской области в 2012 году охват детей в возрасте от трех до семи лет услугами дошкольного образования составляет порядка 97 процентов. Для ликвидации очередности в муниципальных дошкольных образовательных организациях муниципальных образований Архангельской области (далее - дошкольные образовательные организации) ежегодно вводится порядка полутора тысяч дополнительных мест. Дополнительные места создаются в основном за счет оптимизации площадей и перепрофилирования помещений дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. На реконструкцию и капитальный ремонт зданий и помещений, закрепленных за дошкольными образовательными организациями, направляются преимущественно средства местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области (далее - местные бюджеты). Существует острая потребность в оснащении вновь открываемых дошкольных групп мебелью, оборудованием, игрушками и инвентарем.
Необходимо также активно развивать вариативные формы предоставления услуг дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу за детьми, не обеспеченными местами в дошкольных образовательных организациях.
Следует укреплять материально-техническую базу государственных образовательных организаций дополнительного образования Архангельской области и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования муниципальных образований Архангельской области (далее -государственные и муниципальные организации дополнительного образования), выполняющих важную роль в реализации программ внеурочной деятельности, установленных новыми федеральными государственными образоватехвными стандартами общего образован™. Изношенность материально-технической базы указанных организаций составляет более 75 процентов. Отсутствие необходимого оборудования и инвентаря не позволяет в полной мере обеспечить потребность обучающихся, прежде всего подросткового возраста, в кружках и секциях технической, военно-спортивной, туристской и спортивной направленности.
Требует дальнейшего совершенствования система областных мероприятий с обучающимися и воспитанниками дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, в том числе в сфере технического творчества, экологической, исследовательской, инженерной, конструкторской направленности. Существенным ограничением, затрудняющим успешное развитие обучающихся и воспитанников указанных организаций, является отсутствие надлежащего психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В 2011/12 учебном году в 393 общеобразовательных организациях работало всего 143 педагога-психолога. Это негативно сказалось на результатах образования: численность детей, не обучающихся в указанных образовательных организациях, выросла (2008/09 учебный год - 84 человека, 2011/12 учебный год - 151 человек).
Требуется создание вариативных моделей организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающих предоставление данных услуг максимальному количеству обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, в том числе малокомплектных. Необходимо проведение дополнительных исследований, направленных на поиск и создание новых инструментов диагностики состояния детства, выявление путей реализации возможностей детей, раскрытие резервов и перестройку учебного процесса.
Для своевременного получения объективной информации о качестве образования, изменениях и причинах, влияющих на его уровень, необходимо формирование объективной системы оценки качества общего образования.
Сформирован значимый компонент данной системы - государственная (итоговая) аттестация выпускников по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проводимая независимыми аттестационными комиссиями. Следует разработать и внедрить другие контрольно-оценочные процедуры, диагностический инструментарий, а также проводить социологические исследования. Система оценки качества позволит объективно анализировать состояние дел в сфере образования и обеспечить принятие исполнительными органами государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы) и органами местного самоуправления Архангельской области необходимых управленческих решений.
2.3. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 1
Реализация мероприятия пункта 1.1 перечня мероприятий подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется государственными бюджетными и автономными учреждениями, органами местного самоуправления Архангельской области и органами местного самоуправления Ненецкого автономного округа.
Государственными бюджетными и автономными учреждениями мероприятие реализуется за счет субсидии на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также » субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Органам местного самоуправления Архангельской области предоставляются субвенции:
на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в указанных организациях в соответствии с областным законом от 02 июля 2013 года N 712-41-03 «Об образовании в Архангельской области» (далее - областной закон от 02 июля 2013 года N 712-41-03);