Подпрограмма N 7 разработана во исполнение Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров в Архангельской области, повышение уровня их квалификации, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Необходимость подготовки и реализации подпрограммы N 7 вызвана сложившимися в Архангельской области проблемами укомплектования государственных медицинских организаций медицинскими специалистами, сохранения и развития имеющегося кадрового потенциала, повышения его профессионального уровня.
Кадровые проблемы напрямую влияют на эффективность деятельности всей системы здравоохранения, в первую очередь - на доступность и качество оказания медицинской помощи населению. Квалификация медицинских кадров и организация работы управленческого звена связаны с уровнем подготовки специалистов системы здравоохранения, их профессиональным развитием, рациональным распределением и использованием медицинских специалистов.
Кадровые ресурсы здравоохранения Архангельской области на 01 января 2013 года составляют 4789 врачей и 12 731 средних медицинских работников. В государственных медицинских организациях, обслуживающих сельское население, работают 348 врачей и 1568 средних медицинских работников (из них на ФАП - 487 человек). За 2012 год наблюдается уменьшение численности врачей и средних медицинских работников по сравнению с 2011 годом.
Средний показатель обеспеченности на 10 тыс. населения: врачами - 40,9, средними медицинскими работниками - 108,7. Обеспеченность на 10 тыс. населения врачебными кадрами в государственных медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь «прикрепленному» населению, составляет 5,2.
Несмотря на то, что показатель обеспеченности населения врачами является одним из самых высоких среди субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа, кадровая ситуация в здравоохранении остается сложной. Принимаемые меры по стабилизации кадрового потенциала позволили улучшить показатели в отдаленных муниципальных образованиях. Однако сохраняется большое количество врачебных вакансий, нарастает количество работающих врачей пенсионного возраста.
Укомплектованность врачами составляет 88,6 процента (2011 год - 88,2 процента), средним медицинским персоналом - 92,7 процента (2011 год - 93,0 процента).
Средний коэффициент совместительства по врачебным должностям составляет 1,5, по должностям средних медицинских работников - 1,24.
В системе здравоохранения Архангельской области не занято 1070 (17 процентов) врачебных должностей и 940 (7 процентов) должностей средних медицинских работников. Значительно увеличилась в амбулаторно-поликлиническом звене потребность во врачах клинической лабораторной диагностики, неврологах, травматологах, стоматологах, хирургах, акушерах-гинекологах, терапевтах, анестезиологах-реаниматологах.
В государственных медицинских организациях работают 6370 специалистов с медицинским образованием пенсионного возраста, из них 1722 врача (38 процентов) и 4522 среднего медицинского работника (34 процента).
Ежегодная доля пополнения государственных медицинских организаций молодыми специалистами с высшим медицинским образованием обеспечивает около 17 процентов потребности в специалистах с высшим образованием и 19 процентов потребности в специалистах со средним медицинским образованием.
Для укомплектования медицинскими кадрами государственных медицинских организаций в отдаленных и сельских районах на протяжении нескольких лет практикуется целевая контрактная подготовка в образовательных организациях и заключение четырехсторонних договоров на обучение в интернатуре (ординатуре) с последующим трудоустройством.
По целевым направлениям в ГБОУ ВПО «СГМУ» Минздрава России обучается более 300 студентов, на компенсационной основе за счет средств областного бюджета - 37 студентов.
Эффективность функционирования системы здравоохранения во многом зависит от обеспечения отрасли компетентными, высококвалифицированными кадрами.
Повышение профессионального уровня на курсах повышения квалификации врачей и средних медицинских работников обеспечивается в основном один раз в пять лет. Развитие медицинской деятельности постоянно требует обновления знаний специалистов и освоения практических навыков, особенно в области высокотехнологичных видов медицинской помощи, при внедрении стандартов при оказании различных видов медицинской помощи и диагностики. Кроме того, подготовка специалистов по приоритетным направлениям в сфере здравоохранения предусмотрена только на центральных базах дополнительного профессионального образования.
Качественным показателем профессионального уровня медицинских работников является аттестация и сертификация. Число специалистов, имеющих квалификационные категории, составляет:
врачей - 46,4 процента;
средних медицинских работников - 47,1 процента.
Отсутствие мотивационных стимулов к работе в бюджетной системе здравоохранения (низкая заработная плата, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, недостаточная возможность профессионального роста) привели к снижению престижа профессии, уменьшению притока молодых специалистов. Достаточно серьезно обстоит дело с привлечением и сохранением кадров в сельских районах.
Анализ состояния кадровых ресурсов здравоохранения Архангельской области выявил основные проблемы:
снижение обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками;
снижение престижа работы на должностях врачей и средних медицинских работников основных специальностей, обеспечивающих основной объем доступности медицинской помощи;
высокая доля специалистов предпенсионного и пенсионного возраста;
недостаточная доля пополнения отрасли молодыми специалистами;
низкий уровень предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам.
В настоящее время мероприятия по улучшению кадровой ситуации, включая обучение, меры социальной поддержки, повышение престижа профессии осуществляются в рамках государственной программы, что позволяет стабилизировать кадровую ситуацию в ряде государственных медицинских организаций и снизить текучесть кадров. Реализация данных мероприятий посредством программно-целевого метода должна быть продолжена в рамках подпрограммы N 7.