О внесении изменений в постановление
Правительства Архангельской области
от 16 июля 2013 года N 314-пп
В соответствии со статьями 79 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп «О Порядке разработки и реализации государственных программ Архангельской области» Правительство Архангельской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 года N 314-пп «О государственной программе Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы» следующие изменения:
1) в наименовании слова «на 2014-2019 годы» заменить словами «(2014-2019 годы)»;
2) в пункте 1 слова «на 2014-2019 годы» заменить словами «(2014-2019 годы)».
2. Государственную программу Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы», утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования «Приморский муниципальный район» и муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» привести в соответствие с прилагаемыми изменениями муниципальные программы.
4. Признать утратившим силу с 01 января 2014 года постановление Правительства Архангельской области от 04 октября 2013 года N 458-пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2012 - 2014 годы».
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Архангельской области
И.А. Орлов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2013 года N 484-пп
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Развитие инфраструктуры
Соловецкого архипелага (2014 - 2019 годы)»
ПАСПОРТ
государственной программы Архангельской области
"Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага
(2014-2019 годы)
Наименование государственной программы | - государственная программа Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы» (далее - государственная программа) | |||
Ответственный исполнитель государственной программы | - агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области | |||
Соисполнители государственной программы | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса); министерство культуры Архангельской области (далее - министерство культуры); агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области (далее - агентство архитектуры и градостроительства); агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области (далее -агентство по печати и средствам массовой информации); агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области (далее - агентство природных ресурсов и экологии); администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области (далее - администрация Губернатора и Правительства); | |||
Подпрограммы государственной программы | - нет | |||
Цель государственной программы | - создание комфортной среды для проживания населения и приема паломников и туристов на Соловецком архипелаге Перечень целевых показателей государственной программы приведен в приложении N 1 к государственной программе | |||
Задачи государственной программы | задача N 1 - развитие коммунальной, инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры Соловецкого архипелага; задача N 2 - градостроительное планирование территории поселка Соловецкий, строительство и ремонт дорог на территории Соловецкого архипелага; задача N 3 - улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Соловецкого архипелага; задача N 4 - сохранение природного комплекса Соловецкого архипелага; задача N 5 - создание информационно-коммуникационной инфраструктуры Соловецкого архипелага, развитие туристской инфраструктуры; задача N 6 - создание условий для реализации государственной программы | |||
Сроки и этапы реализации государственной программы | - срок реализации государственной программы -2014-2019 годы. | |||
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (по годам) | - общий объем финансирования 6 428 172,0 тыс. рублей, втом числе: средства областного бюджета - 952 937,9 тыс. рублей; средства бюджета муниципального образования «Приморский муниципальный район» -211 000,5 тыс.рублей; средства бюджета муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» - 48 623,6 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 5 215 610,0 тыс. рублей |
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р,определены основные приоритеты государственной политики в сфере развития человеческого потенциала, расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях, а также сохранения и популяризации культурного наследия народов России, включая проведение работ по сохранению, улучшению технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот.
Стратегией развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия, одобренной распоряжением Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 года N 310-рп, определены основные приоритеты государственной политики в сфере сохранения Соловецкого архипелага - общенационального и мирового духовного, культурного и природного достояния, духовного православного центра России, обеспечивающего формирование и восприятие традиционных ценностей, с развитой сферой гостеприимства, созданной на основе современной инфраструктуры, экологического равновесия и бережного отношения к историческому и культурному наследию населения, паломников и туристов.
Цели и задачи реализации государственной программы, перечни целевых показателей и мероприятий государственной программы сформированы на основе указанных приоритетов, а также анализа состояния и перспектив развития Соловецкого архипелага.
Соловецкий архипелаг с его историко-культурным наследием и сохранившимся уникальным природным ландшафтом является одним из самых известных в России и за ее пределами заповедным историкокультурным и природным комплексом. Территория Соловецкого архипелага расположена в северной части Онежского залива Белого моря в 165 км южнее условной линии Полярного круга, на 65 параллели. В состав Соловецкого архипелага входит более сотни островов, из них шесть -наиболее крупные: Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие. Общая площадь территории Соловецкого архипелага составляет 29 610 га, в том числе 306 га - земли поселка Соловецкий, 28 313 га - земли лесного фонда, 991 га - земли запаса.
Решением Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 года N 632 в Список всемирного наследия ЮНЕСКО включен историко-культурный ансамбль Соловецких островов, в том числе и основной комплекс памятников, входящих в состав Соловецкого музея-заповедника.
Управление наследием Соловецкого архипелага осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. В настоящее время управление на территории Соловецкого архипелага осуществляют четыре основных субъекта:
органы местного самоуправления муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» (общее число жителей - 917 человек), входящего в состав муниципального образования «Приморский муниципальный район» Архангельской области, административный центр - поселок Соловецкий;
Соловецкий монастырь с числом постоянной братии, находящейся на архипелаге, порядка 70 человек, включая трудников;
федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (общее число сотрудников - 180 человек);
Соловецкое лесничество - территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (общее количество сотрудников - 8 человек). Большая часть земель -28 313 га, или 96 процентов земельного фонда относится к землям лесного фонда (федеральная собственность) и управляется Соловецким лесничеством. На этих землях находится подавляющая часть природных и культурных памятников.
Комплексная инфраструктура, обеспечивающая безопасность объектов и посетителей Соловецкого архипелага, а также поселения, находится в управлении муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» и федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник».
Возобновление деятельности Соловецкого монастыря, восстановление туристского и паломнического потока определили перспективу развития Соловецкого архипелага как центра культурного туризма и паломничества. Соловецкий музей-заповедник и финансируемый через музей ремонтно-реставрационный комплекс по числу работающих в них местных жителей стали основной сферой занятости трудоспособного населения. В летний период практически вся активная часть местного населения занята в частном порядке в обслуживании посетителей Соловецкого архипелага.
При этом отсутствие необходимой инфраструктуры жизнеобеспечения населения и посетителей Соловецкого архипелага, эффективной правовой охраны и организационно-технической системы безопасности памятников и природы Соловецкого архипелага создает реальную угрозу для сохранения наследия Соловецкого архипелага как объекта мирового историко-культурного и природного наследия. Ключевыми проблемами в сфере сохранения уникального комплекса памятников истории и культуры и природных ландшафтов Соловецкого архипелага являются:
неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры Соловецкого архипелага;
неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры по обслуживанию населения островной территории, в том числе жилых домов, дорог, учреждений здравоохранения и образовательных организаций;
неудовлетворительный уровень обеспечения морским и воздушным сообщением между Соловецким архипелагом и административным центром Архангельской области, а также прилегающими территориями;
неудовлетворительный уровень услуг, предоставляемых паломникам и туристам, вследствие отсутствия собственной продовольственной базы, низкого уровня развития местных ремесел и традиционных промыслов;
низкий уровень энергоэффективности, энергосбережения, внедрения новейших достижений в данной сфере.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Соловецкого архипелага как исторической православной святыни России и уникального комплексного объекта культурного и природного наследия общенационального и мирового значения, наиболее действенным механизмом их решения является реализация мероприятий по развитию Соловецкого архипелага в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019 годы)» (далее -государственная программа).
Принятие государственной программы позволит осуществлять мероприятия по развитию архипелага в едином комплексе, согласовать приоритеты федерального, областного и местного уровней, а также Русской православной церкви в лице Соловецкого монастыря, скоординировать действия всех заинтересованных сторон, сконцентрировать ресурсы при решении задач развития Соловецкого архипелага. Решение существующих проблем Соловецкого архипелага программно-целевым методом будет осуществляться параллельно с приданием Соловецкому архипелагу особого охранно-правового статуса, учитывающего все аспекты целостной среды островов, что позволит обеспечивать адекватное регулирование антропогенного воздействия.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к нарушению экологического равновесия в окружающей среде. В первую очередь это, связано с существующим состоянием водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, гидротехнических сооружений, переработки мусора и других отходов в поселке Соловецкий муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Приморского района Архангельской области (далее - поселок Соловецкий).
Объем выбросов в акваторию бухты Благополучия, расположенной в непосредственной близости к объектам центрального ансамбля Соловецкого монастыря, приобрел значительный масштаб и может привести к локальной экологической катастрофе.
Точечное решение отдельных проблем в рамках отраслевых программ не позволяет в комплексе решить вопрос качественного обеспечения населения необходимыми объектами жизнедеятельности (водопровод, канализация, тепло- и электроснабжение, транспортная доступность, объекты социальной инфраструктуры, жилищной сферы).
Существенной проблемой Соловецкого архипелага является завышенная по сравнению с материком стоимость строительных материалов вследствие отсутствия целенаправленной деятельности по формированию логистических схем грузоперевозок. Решение данной проблемы возможно только программно-целевым методом, взаимоувязывающим субъекты хозяйственной и иной деятельности на Соловецком архипелаге.
Сочетание исторических, духовных ценностей и природной уникальности Соловецкого архипелага делает его привлекательным для туризма и паломничества. Из общего числа прибывающих на Соловецкий архипелаг 70-75 процентов - туристы, 25-30 процентов - паломники. В последние годы количество паломников и туристов превышает 30 тыс. человек.
Основной объем туристско-экскурсионных услуг на Соловецком архипелаге оказывает Соловецкий музей-заповедник, который занимается приемом и обслуживанием туристов на Соловецком архипелаге, охраной музейных коллекций, консервацией и реставрацией памятников, научно-просветительской, образовательной, экспозиционной деятельностью.
Уникальное историческое, природное, духовное и культурное наследие Соловецкого архипелага требует мероприятий по его сохранению, в том числе в рамках проведения исследований по изучению антропогенной нагрузки на природную среду Соловецкого архипелага и комплексного экологического обследования, а также популяризации, в том числе в рамках проведения исследований эволюции русской архитектурной, градостроительной мысли, ратных и духовных подвигов Соловецкой братии, периода политических репрессий, изучения и прославления новомучеников и исповедников Русской православной церкви.
На территории Соловецкого архипелага по состоянию на 01 января 2013 года проживает 917 человек. Объекты коммунальной, социальной, инженерной инфраструктуры и транспортной связи Соловецкого архипелага находятся в неудовлетворительном состоянии.
В поселке Соловецкий отсутствует централизованная система канализации, наружные водопроводные сети находятся в аварийном состоянии, имеется ряд локальных систем канализации с выпусками неочищенных сточных вод в бухту Благополучия Большого Соловецкого острова.
Центральное теплоснабжение поселка Соловецкий осуществляется по тепловым сетям в двухтрубном исполнении. Система теплоснабжения закрытая. Тепловые сети находятся в неудовлетворительном состоянии.
На территории муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Приморского муниципального района Архангельской области отсутствуют специализированные организации по переработке отходов производства и потребления. Используется принцип захоронения отходов на свалке, отсутствуют очистные сооружения, сточные воды не подвергаются очистке и сбрасываются в Белое море.
В настоящее время большая часть туристов попадает на Соловецкие острова через город Кемь (Республика Карелия) водным транспортом. Доставка туристов из города Архангельска осуществляется авиационным транспортом.
Для создания условий по обеспечению надлежащей организации приема паломников и туристов на Соловецких островах необходимо осуществить реконструкцию причального комплекса «Тамарин» и строительство нового муниципального причала для маломерного флота.
В соответствии с обязательными постановлениями по порту Онега и портовому пункту Соловки, утвержденными федеральным государственным унитарным предприятием «Онежский морской торговый порт» от 15 июня 2003 года, места посадки и высадки пассажиров и разгрузки нефтеналивных грузов должны быть разделены. Для этого необходимо строительство технологического причала, который будет обеспечивать разгрузку нефтеналивных и строительных грузов в период активного строительства на территории Соловецкого архипелага и при реконструкции причального комплекса «Тамарин».
При проведении масштабных строительных и ремонтно-реставрационных работ наиболее остро стоит проблема размещения строителей и обеспечивающего персонала. Максимальное количество человек, задействованных в период активной фазы строительства на Соловецком архипелаге, составит порядка 400 человек. Оптимальным решением данной проблемы является строительство плавучей гостиницы (общежития) и ее размещение в технологической зоне, предназначенной для складирования грузов, строительных материалов и техники. Данный подход к решению проблемы является менее затратным в сравнении с проектом по строительству здания гостиницы (общежития) на 400 человек в поселке Соловецкий.
Кроме того, для обеспечения транспортной доступности Соловецкого архипелага с прилегающими территориями необходимо приобретение пассажирских судов на воздушной подушке.
Текущее состояние объектов социальной инфраструктуры также является неудовлетворительным. Соловецкий филиал государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» (далее - Соловецкий филиал больницы) занимает 2/3 здания постройки 1939 года, износ здания составляет 98 процентов. Кроме того, здание больницы располагается на землях монастырского кладбища, ее фундаментом являются могильные плиты. Генеральным планом поселения предусмотрен снос существующего здания и устройство на данной территории мемориально-парковой зоны.
Существующая планировка здания Соловецкого филиала больницы не позволяет создать патологоанатомическое отделение, операционный блок и палату интенсивной терапии. Отсутствие операционного блока и палаты интенсивной терапии создает определенные сложности при оказании на Соловецком архипелаге экстренной медицинской помощи постоянно проживающему населению и прибывающим на Соловецкий архипелаг паломникам и туристам. Для решения данной проблемы необходимо строительство нового здания Соловецкого филиала больницы.
Материально-техническая база муниципального образовательного учреждения «Соловецкая средняя общеобразовательная школа» не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02. В здании общеобразовательной школы 8 учебных кабинетов (норматив - 12 кабинетов), отсутствуют спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, библиотека с читальным залом, учебные мастерские.
Для ведения нормального образовательного процесса необходимо строительство новых зданий образовательных организаций - школы и детского сада.
Высвобождаемые здания образовательных организаций планируется реконструировать под размещение Дома культуры, музыкальной школы, администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое».
В настоящее время в поселке Соловецкий отсутствуют физкультурно-оздоровительные комплексы и помещения для организации и проведения культурно-досуговых мероприятий. Для формирования здорового образа жизни населения поселка Соловецкий, а также создания условий для активного отдыха туристов предлагается осуществить строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и реконструкцию здания дома культуры (оборудование киноконцертного зала).