СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
(введены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 976-пп)
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Архангельской области. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
На формирование сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области (далее - региональные автомобильные дороги) оказывают влияние значительная площадь Архангельской области, недостаточная степень ее освоенности и связанное с этим фактором неравномерное распределение населения и производственных мощностей.
Густота сети региональных автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 16,97 км на 1000 кв. км территории, что ниже среднего аналогичного показателя по субъектам Российской Федерации более чем в два раза.
По состоянию на 1 января 2023 года протяженность сети региональных автомобильных дорог составляет 7009,594 км. Протяженность региональных автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности региональных автомобильных дорог составляет 90,7 процента (6357,617 км), из них протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон) составляет только 24,2 процента (1699,710 км). В составе сети региональных автомобильных дорог имеются 536 мостовых сооружений, из них капитальных (железобетонные, металлические, сталежелезобетонные) 214 штук, некапитальных (деревянные) 322 штуки. Только 40 процентов мостовых сооружений являются капитальными.
Формирование опорной сети региональных автомобильных дорог не завершено по следующим причинам:
отсутствуют альтернативные варианты основных маршрутов автомобильного транспорта внутри Архангельской области, что препятствует равномерному распределению транспортных потоков и ухудшает условия движения транспорта по автомобильным дорогам. Сложившаяся конфигурация сети региональных автомобильных дорог в совокупности с ее техническими характеристиками ограничивает мобильность населения и развитие экономики;
не в полном объеме обеспечено постоянное автомобильное сообщение по дорогам с усовершенствованным покрытием между административными центрами муниципальных округов Архангельской области, муниципальных районов Архангельской области и административным центром Архангельской области.
Транспортно-эксплуатационное состояние региональных автомобильных дорог не в полном объеме отвечает техническим и технико-эксплуатационным показателям, установленным "СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85" (утвержден и введен в действие приказом Министерства строительства Российской Федерации от 9 февраля 2021 года N 53/пр). На начало 2023 года только 24,5 процента региональных автомобильных дорог соответствовали требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Из общего количества мостовых сооружений 191 единица (35,6 процента) находится в аварийном, предаварийном и неудовлетворительном состоянии, что существенно снижает уровень транспортной доступности и повышает социальную напряженность в населенных пунктах Архангельской области. Доля мостов некапитального типа, долговечность и надежность которых в два раза ниже сооружений капитального типа, составляет в общем количестве мостовых сооружений 60 процентов.
На состояние сети региональных автомобильных дорог оказывают влияние следующие факторы:
природные и климатические условия Архангельской области, которые существенно отличаются от условий центральных субъектов Российской Федерации второй дорожно-климатической зоны Российской Федерации и неблагоприятны для работы земляного полотна. Близкий уровень грунтовых вод, приводящий к высокой влажности грунта в осенний период и глубокому промерзанию в зимний период, определяет морозное пучение слоев природных и соответственно неоднородных грунтов земляного полотна автомобильной дороги, что приводит к деформациям и поднятию проезжей части автомобильной дороги, особенно на участках с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями;