С 1990 года в связи с социально-экономической трансформацией общества и ухудшением условий жизни численность сельского населения в Архангельской области (далее - сельское население) (если соизмеримо учитывать рабочие поселки, преобразованные с 1990 года в сельские населенные пункты) снизилась на 39,8 процента, а доля сельского населения - на 6,3 пункта. За этот период количество сельских населенных пунктов в Архангельской области (далее - сельские населенные пункты) сократилось на 160 сел и деревень, количество сельских населенных пунктов без проживающего населения увеличилось с 414 до 848 (21,4 процента в общем количестве сел и деревень), сельские населенные пункты с населением до 10 человек составляют 45,8 процента.
Основными причинами сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности местных бюджетов сельских поселений Архангельской области, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
В зданиях образовательных организаций, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, обучается более 11 тысяч учащихся, проживающих в сельской местности.
Государственные медицинские организации Архангельской области (далее - медицинские организации) труднодоступны для большинства сельского населения: в 11 муниципальных районах в отдельных сельских поселениях время доезда до фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАПы) превышает 1 час, в 4 муниципальных районах необходимо преодолевать водную преграду.
Доля обеспеченного инженерными коммуникациями жилищного фонда в сельской местности не превышает 18 процентов.
Анализ сельских населенных пунктов, жители которых работают в сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских хозяйствах, показывает, что все поселения имеют ФАПы, во многих расположены (или расположены в соседних населенных пунктах) образовательные организации, везде имеется доступ к культурно-досуговым учреждениям, библиотекам, физкультурно-спортивным сооружениям. В то же время инженерное обустройство практически всех населенных пунктов, за исключением ряда крупных сельских населенных пунктов, требует значительных капитальных вложений. В целом практически все сельские населенные пункты, жители которых работают в сельском хозяйстве, находятся в одинаковых условиях относительно развитой социальной и отсталой инженерной инфраструктуры.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли. Развитие сельскохозяйственного производства требует первоочередного улучшения социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.
Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий для достижения целей государственной программы является неблагоприятная демографическая ситуация, которая складывается по следующим причинам:
низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности;
непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;
низкий уровень социальной активности сельского населения.