Государственная поддержка семьи, материнства, детства согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации является одной из важнейших задач российского государства. В Смоленской области остро стоит проблема преодоления демографического кризиса. В этой связи возникает потребность в повышении престижа материнства и отцовства, в улучшении положения детей и охраны их прав, снижении масштабов таких явлений, как социальное сиротство, вовлечение детей в антиобщественные действия, наркомания среди детей и молодежи, ухудшение состояния их здоровья. Решение этих проблем невозможно без укрепления института семьи, защиты прав женщин и детей.
Первостепенными задачами в этом направлении являются:
- дальнейшее развитие и совершенствование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка дополнительных мер, направленных на решение жилищного вопроса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- дальнейшее развитие мер государственной поддержки семей с детьми;
- совершенствование нормативных правовых актов в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности, предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на защиту материнства, детства и семьи, устанавливающих различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Кроме того, возрастает актуальность решения вопросов:
- усиления контроля со стороны органов опеки и попечительства за воспитанием детей в приемных семьях;
- создания единого банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях;
- обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями;
- усиления контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками интернатных учреждений;
- увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка и его индексации;
- развития сети учреждений дошкольного образования.
Насилие в семье, порочное явление, скрытое от глаз общества, не должно оставаться вне зоны пристального внимания правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных правозащитных объединений.
Решению этой проблемы будут способствовать:
- развитие системы учреждений и различных мер психологической помощи женщинам, подвергающимся насилию в семье;
- создание условий для организации временного размещения женщин и детей, подвергающихся насилию в семье.
В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" особое внимание обращено на масштабы и остроту существующих проблем в сфере детства, на то, что возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Основными проблемами в сфере защиты прав детей являются:
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
- неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Основными задачами в сфере защиты прав детей являются: