(в ред. постановления Правительства Амурской области
от 28.08.2013 N 385)
1. Паспорт
подпрограммы
Основания для разработки подпрограммы | 1. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". |
Государственный заказчик подпрограммы | Министерство сельского хозяйства области |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство сельского хозяйства области |
Цели подпрограммы | Сохранение и восстановление плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе благоприятных условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, обеспечения населения качественными продуктами питания |
Основные задачи подпрограммы | Обеспечение условий для сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения состояния мелиорированных земель, предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота, повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства |
Перечень основных мероприятий | Система комплексных мер включает: |
Срок реализации | 2013 год |
Объемы и источники финансирования | Общие расходы на реализацию подпрограммы составляют 699237,1 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 28.08.2013 N 385) | |
Ожидаемые конечные результаты | 1. Дополнительное получение 250 тыс. тонн зерна и сои на сумму 1937,0 млн. рублей. |
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным методом
Основными условиями обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса области являются сохранение, восстановление и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование в процессе хозяйственной деятельности имеют огромное значение. Плодородие почв, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В области по состоянию на 1 января 2009 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2733,7 тыс. га, в том числе 2137,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 82% уровня 1990 года, из них пашни - 1270,8 тыс. га, посевные площади - 760,2 тыс. га (приложение N 1 к настоящей подпрограмме).
На 1 января 2009 года в области насчитывалось 246,1 тыс. га мелиорированных земель. Объемы проводимых мелиоративных работ недостаточны.
Часть мелиорированных земель используется под сенокосы и пастбища, часть осушенных земель переведена в залежь.
Под урожай 2008 года внесено 5,9 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе, что составляет 8,3% оптимальной потребности. Внесение минеральных удобрений по сравнению с 2007 годом возросло на 37%.
Более 70% пашни области имеет повышенную кислотность, в связи с этим необходимо проводить известкование и фосфоритование почв. С 2005 года применение извести и фосфоритной муки полностью прекратилось.
Борьба с сорной растительностью химическим методом проведена на площади 478,2 тыс. га, что составляет 74% потребности и на 68,2 тыс. га больше обработанной площади 2007 года.
Площади многолетних трав в области незначительны, что не позволяет за счет них обеспечить повышение плодородия почв.
В области сложился отрицательный баланс гумуса.
В результате за последние 15 лет площадь пашни с высоким содержанием гумуса сократилась на 19,6%.
Основными причинами сокращения объемов работ по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения области являются недостаток собственных оборотных средств у производителей сельскохозяйственной продукции, связанный с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и на промышленную продукцию, поставляемую селу, опережающий рост цен на энергоносители, а также отсутствие системы долгосрочного кредитования хозяйств и ограниченность областного бюджета.
Проблема сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Федеральные законы от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" определили необходимость разработки настоящей подпрограммы.
3. Цели, задачи и сроки реализации подпрограммы
Целями подпрограммы являются сохранение и восстановление плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе благоприятных условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, обеспечения населения качественными продуктами питания.
Для достижения целей подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
обеспечение условий для сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения состояния мелиорированных земель;
предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства.
В соответствии с основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации подпрограмма предусматривает оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении единой технологической политики в сфере мелиорации земель и выполнении агрохимических, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для стабилизации и роста производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий, работ по коренному улучшению земель и мелиоративных мероприятий. Максимальный эффект от реализации мероприятий подпрограммы может быть получен только при комплексном их осуществлении с одновременным совершенствованием землеустройства на территории области.
Срок реализации подпрограммы - 2013 год.
4. Система программных мероприятий