1. Паспорт
подпрограммы
Основание для разработки подпрограммы | Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р |
Государственные заказчики - координаторы подпрограммы | Министерство сельского хозяйства области, министерство строительства и архитектуры |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство сельского хозяйства области |
Цели подпрограммы | Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; |
Основные задачи подпрограммы | 1. Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье. |
Основные мероприятия подпрограммы | 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. 3. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. 4. Грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | Общие расходы на реализацию подпрограммы составляют 1489330 тыс. рублей, в том числе: |
- из средств областного бюджета составляет 1111108 тыс. рублей, из них по годам: | |
2014 г. - 2945 тыс. рублей; | |
- из местного бюджета - 115895 тыс. рублей, в том числе по годам: | |
2014 г. - 368 тыс. рублей; | |
- из внебюджетных источников - 262327 тыс. рублей, в том числе по годам: | |
2014 г. - 706 тыс. рублей; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | За период реализации программы к 2020 году: |
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программным методом
На 1 января 2012 года из общего количества административно-территориальных образований области сельские населенные пункты составляют 599 единиц.
Количество сельского населения на 1 января 2011 года составляет 274,7 тыс. чел. (33% от общего числа жителей области), которые проживают в 113,5 тыс. ед. жилых домов.
На территории области за 2009 - 2010 годы в сельской местности было построено 56,6 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. В том числе в 2010 году построено 37,7 тыс. кв. метров жилья, что на 198% больше чем в 2009 году. В рамках программных мероприятий за этот период построено 17,9 тыс. кв. метров. В том числе в 2010 году построено 9,8 тыс. кв. метров жилья, что на 120% больше чем в 2009 году. В 2010 году доля жилых домов на селе, введенных индивидуальными застройщиками, составила 48%. В процентах к прошлому году удельный вес составил 15,4%. Ввод жилья в сельской местности был обеспечен в основном застройщиками Благовещенского и Ивановского районов (57%).
Ввод жилья сельскохозяйственными организациями в 2009 - 2010 годах осуществлялся в незначительных объемах в Ивановском, Тамбовском муниципальных районах.
За последние годы в результате резкого снижения сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения медицинских услуг, сократилось количество мест детских дошкольных учреждениях, уровень и условия жизнедеятельности села существенно отличаются от города.
Протяженность водопроводных сетей в сельской местности составляет 781,3 км. Одной из проблем в развитии сельских территорий является ветхость инженерной инфраструктуры, во многих селах вообще отсутствуют водопроводные сети, т.к. сельхозводоснабжение, включая население, целиком базируется на подземных водных источниках.
62 населенных пункта области не обеспечены водой хозяйственно-питьевого назначения. Некондиционные воды по отдельным показателям (преимущественно Fe и Mn) для хозяйственно-питьевого назначения используются в 402 населенных пунктах области (67% от общего числа сел области).
При этом во многих сельских населенных пунктах для хозяйственно-питьевого водоснабжения используются исключительно подземные источники, учет же по ним практически не ведется из-за несовершенства учета водопользователей, а также из-за отсутствия централизованного водоснабжения даже в крупных селах. Отбор подземных вод с помощью колодцев, помп и т.д. нигде не учитывается.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, содействовать решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Для преодоления критического положения в сфере социального развития села требуется проведение системных мероприятий. Необходимость разработки и реализации настоящей подпрограммы обусловлена:
1) расширением рынка труда и активизации человеческого потенциала на селе;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению законодательных и исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций агропромышленного комплекса и других ведомств;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Основанием для разработки подпрограммы является:
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ;
Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" от 24 июля 2008 года N 261-ФЗ;
постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" от 17 декабря 2010 года N 1050;
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р.
Перспективы развития сельских территорий связаны в большой степени с несельскохозяйственной занятостью населения. В этой связи актуальны государственная поддержка предпринимательства, повышение гибкости сельского рынка труда. Одним из ключевых факторов усиления привлекательности сельских территорий является создание не просто комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, а повышение уровня его благоустройства, доступности социальной и инженерной инфраструктуры.
3. Основная цель и задачи подпрограммы
Основной целью реализации подпрограммы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития Амурской области, включая обеспечение стабильного экономического роста, реализации программ развития дорожной, энергетической инфраструктуры, продолжения процессов реструктуризации и повышения качества оказываемых услуг учреждений и организаций социальной сферы в сельской местности.
Задачами подпрограммы являются (таблица 1):
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;