Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Внешнеторговый оборот | 2328 | 1847 | 2893 | 4497 | 6150 | 8531 |
Экспорт товаров | 1494 | 904 | 1546 | 2820 | 3575 | 5030 |
в том числе в страны дальнего зарубежья | 1380 | 756 | 1357 | 2527 | 3007 | 4331 |
Импорт товаров | 834 | 943 | 1347 | 1677 | 2575 | 3501 |
в том числе из стран дальнего зарубежья | 742 | 846 | 1198 | 1505 | 2361 | 3001 |
Развитие внешней торговли в Краснодарском крае в течение последних трех лет (2006 - 2008 годы) характеризовалось следующими особенностями:
темпы прироста экспорта с 2006 года по 2008 год выросли до 78%;
основной прирост экспорта происходил за счет стран дальнего зарубежья;
импорт Краснодарского края с 2006 года по 2008 год увеличился в 2 раза;
в структуре внешнеторгового оборота импорт составляет около 40%;
импорт развивался как за счет стран дальнего зарубежья, так и за счет стран СНГ;
сальдо торгового баланса края в 2008 году выросло по отношению к 2006 году в денежном выражении более чем на 30%, причем основной прирост осуществлен за счет роста ценовой конъюнктуры сырьевой составляющей экспорта.
Однако, несмотря на положительные результаты, в настоящее время в сфере внешнеторговой деятельности Краснодарского края существует комплекс проблем, который связан в первую очередь с недостаточно эффективным использованием экспортного потенциала предприятий и организаций края, а также возможностей стимулирования экспорта.
Результаты проведенного анкетирования среди предприятий Краснодарского края, имеющих экспортную направленность или планирующих развивать экспортное направление, показали, что:
многие предприятия-экспортеры опасаются расширять географию продаж, предпочитая традиционные, давно проверенные рынки;
предприятиям не хватает навыков входа на новые рынки сбыта в целях географической диверсификации экспорта;
для большинства экспортеров приоритетным остается сотрудничество с ответственными партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой (пятая часть продукции поставлялась в страны СНГ, четыре пятых - в другие страны);
значительное число предприятий не владеет информацией о мерах государственной поддержки;
товары не всех экспортеров соответствуют требованиям, предъявляемым к сертификации вывозимой продукции в соответствии с международными стандартами;
часть экспортеров не располагает информацией о конъюнктуре интересующих их новых зарубежных рынков и информацией о потенциальных партнерах;
многие участники внешнеэкономической деятельности имеют недостаточный уровень профессиональной подготовки;
предприятия практически не используют такие инструменты лоббирования своих торговых интересов и продвижения продукции на внешние рынки, как межправительственные комиссии и деловые советы, а также договоры, соглашения и планы мероприятий, заключаемые администрацией Краснодарского края;
на многих внешних рынках отсутствует исходная информация о продукции кубанских предприятий;
многие экспортирующие или готовые экспортировать предприятия выражают заинтересованность в участии в выставках и презентациях, проводимых под эгидой Краснодарского края, однако не имеют заблаговременной подробной информации о составе участников и условиях их проведения.
Сегодня реализуется преимущественно транзитный потенциал края при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств. В структуре экспорта края преобладают товары с низкой добавленной стоимостью. При этом импорт преимущественно представлен пищевыми продуктами и товарами с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса Краснодарского края увеличивается в основном за счет сырьевых товаров, что влечет за собой ухудшение структуры экспорта. Если в 2006 году 91% экспорта формировали 15 товарных групп, то в 2008 году - только 9 товарных групп. Причем доля сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью в структуре экспорта в последние годы увеличивалась.
Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Краснодарского края обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в край значительных финансовых ресурсов как в виде доходов бюджетов всех уровней, так и в виде инвестиций. Совершенствование товарной структуры экспорта, рост объемов товаров (работ, услуг), создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли. Решение этих задач особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса, развитие которого требует все большего вовлечения государства в процесс поддержки приоритетных, наиболее конкурентоспособных отраслей хозяйства.
Большое значение развитие мер поддержки регионального экспорта приобретает в условиях перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Важным условием эффективного развития российской экономики в целом и экономики Краснодарского края в частности, является активное взаимодействие субъекта экономических отношений с мировым рынком товаров и услуг. В свою очередь, правила этого взаимодействия на мировом уровне сегодня определяются странами коллективно при решающей роли ВТО, объединяющей около 150 государств, охватывающей свыше 95% оборота мировой торговли и регулирующей вопросы внешнеторгового сотрудничества в мировых масштабах.
Однако нормы и правила ВТО создают для регионального бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, что вызывает некоторые сложности.
При условии вступления России в ВТО со странами-участницами организации будут взаимно зафиксированы ставки импортных тарифов и условия предоставления услуг, согласованы уровни государственной поддержки секторов экономики, а также зафиксированы правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в национальное законодательство и имеют перед ним приоритет.
С одной стороны, кубанские предприятия-экспортеры и производители экспортной продукции, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении преимуществ и льгот, предлагаемых ВТО. Однако, с другой, региональный бизнес сегодня не всегда способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, при условии вступления России в ВТО не всегда сможет избежать рисков при встречном открытии рынка для иностранной конкуренции.